Глава 4. Устойчивое развитие территории. Зеленый маркетинг
4.1 Устойчивое развитие территории.
4.2 Зеленый маркетинг в развитии региона
Список используемых источников
4.1 Устойчивое развитие территории.
Показатели социально-экономического развития Республики Казахстан иллюстрируют, что республика добилась существенного роста экономики и значительных результатов в социально-экономическом развитии страны. Однако, реализация Программ развития в рамках традиционной схемы производства и потребления обуславливает многократное увеличение антропогенных нагрузок на регионы, включая увеличение объемов изъятия минеральных, углеводородных, водных, земельных, энергетических ресурсов, эмиссий и объемов загрязнителей, рост новых производств и инфраструктур, определяя неравномерное их развитие и увеличивая степень опустынивания территорий.
На сегодняшний день в Казахстане остаются нерешенными ряд экологических проблем, которые требуют иного подхода к разработке государственной экологической политики и модели управления устойчивым развитием. На рисунке 24 нами выделены основные факторы, сдерживающие устойчивое развитие страны. Помимо социально-экономических факторов, описанных в пункте 2.2, на рисунке отражены экологические факторы, анализ которых представлен ниже (Рисунок 24).
Неэффективное управление минеральными, земельными, водными и биологическими ресурсами, характерное для нашей страны, в конце концов приведет к увеличению масштабов и темпов потери ресурсного потенциала, что соответственно ограничит экономическое развитие и экспортный потенциал регионов и республики в целом. Специалисты в области минерально-сырьевых ресурсов пришли к выводу, что в Казахстане будет продолжаться рост потребления энергоресурсов, при этом считается, что в последующие 50 лет объём горно-добычных работ возрастёт более чем в пять раз, главным образом, за счёт новых месторождений с переработкой руд по старым технологиям. До 2025г. может произойти почти полное исчерпание разведанных запасов нефти, газа и других энегоресурсов.
Следующим, немало важным фактором, тормозящим устойчивое развитие, является низкая продуктивность земельных ресурсов. Продуктивность земель и урожайность основных сельскохозяйственных культур (пшеница, ячмень) в Казахстане в три раза ниже, чем в Канаде за счет их значительной деградации. Половина сельскохозяйственных земель республики деградирована, из них 50% пахотных земель, вследствие чего урожайность пшеницы снизилась на 36%. [Шабанова Л. В.,, Агубаев М. Н., Уракбаева А. З. Концепция эколого-экономического развития регионов как один из приоритетов перехода Казахстана к «зеленой» экономике http://www.group-global.org/ru/publication/view/8300]. Такое огромное количество земель, непригодных для земледелия вызвано неэффективным их использованием, дефицитом воды, антропогенным воздействием.
Очень низкая экономическая производительность использования воды в сельском хозяйстве, которая почти в 5 раз ниже, чем в России, при этом затраты водных ресурсов на полив рисовых полей в 10 раз выше, чем в России и Канаде. С учетом текущей оценки спроса на воду Казахстан может столкнуться с острым дефицитом водных ресурсов. По данным Комитета водных ресурсов к 2030 году для экономического использования будет доступно менее 1/5 части водных ресурсов. Согласно международным исследованиям для обеспечения потребностей в воде в городах, населенных пунктах, аграрных и промышленных секторах будет необходимо инвестирование порядка 2 миллиардов долларов США [Шабанова Л. В.,, Агубаев М. Н., Уракбаева А. З. Концепция эколого-экономического развития регионов как один из приоритетов перехода Казахстана к «зеленой» экономике http://www.group-global.org/ru/publication/view/8300].
Также определенную опасность для Казахстана представляет загрязнение окружающей среды токсическими веществами. Карта загрязнения территории Республики Казахстан представлена на рисунке 1. Согласно данных международных экспертов, более 40 тыс. детей в возрасте до 10-ти лет страдают неврологическими расстройствами вследствие облучения и наличия в организме значительных доз свинца.
Казахстан занимает второе место среди стран Центральной Азии и стран Восточной Европы по уровню загрязнения окружающей среды органическими веществами. Загрязнение воздуха в Казахстане – это основная причина более 6000 смертей в год.

Рисунок 1 - Факторы, сдерживающие устойчивое развитие Республики Казахстан
Примечание – составлено автором
Отсутствие системы управления отходами ведет к неконтролируемым свалкам более 97% бытового и строительного мусора. Очень серьезной остается проблема радиоактивности.
На рисунке 2 видно, что наибольшие загрязнения токсичными веществами наблюдаются в городах Жезказган, Темиртау, Балхаш и Караганда. Это связано с размещением в этих населенных пунктах крупнейших предприятий, работающих в области черной и цветной металлургии (АО «АрселорМиттал Темиртау» и АО «Казахмыс»). Устаревшая технология производства, неэффективные очистительные установки и оборудование, низкое качества используемого топлива, слабое использование возобновляемых источников энергии привели к тому, что показатели загрязнения воздуха столь высоки.
Для Республики Казахстан проблемы загрязнения атмосферного воздуха были и остаются актуальными. Выбросы в атмосферу вредных веществ от стационарных источников составляют порядка 2,5 млн. тонн в год, транспортные выбросы превышают 1 млн.тонн/год. Сегодня порядка 5 млн. жителей Казахстана проживают в условиях загрязненного атмосферного воздуха, при этом не менее 2 млн. – в условиях крайне высокого уровня загрязнения. Кроме того, особенности планировки населенных пунктов, связанные в первую очередь с тем, что многие города и поселки формировались как спутники крупных промышленных объектов, часто приводят к неизбежному загрязнению атмосферы городов промышленными выбросами.

Рисунок 1 - Факторы, сдерживающие устойчивое развитие Республики Казахстан
Примечание – составлено автором
Отсутствие системы управления отходами ведет к неконтролируемым свалкам более 97% бытового и строительного мусора. Очень серьезной остается проблема радиоактивности.
На рисунке 2 видно, что наибольшие загрязнения токсичными веществами наблюдаются в городах Жезказган, Темиртау, Балхаш и Караганда. Это связано с размещением в этих населенных пунктах крупнейших предприятий, работающих в области черной и цветной металлургии (АО «АрселорМиттал Темиртау» и АО «Казахмыс»). Устаревшая технология производства, неэффективные очистительные установки и оборудование, низкое качества используемого топлива, слабое использование возобновляемых источников энергии привели к тому, что показатели загрязнения воздуха столь высоки.
Для Республики Казахстан проблемы загрязнения атмосферного воздуха были и остаются актуальными. Выбросы в атмосферу вредных веществ от стационарных источников составляют порядка 2,5 млн. тонн в год, транспортные выбросы превышают 1 млн.тонн/год. Сегодня порядка 5 млн. жителей Казахстана проживают в условиях загрязненного атмосферного воздуха, при этом не менее 2 млн. – в условиях крайне высокого уровня загрязнения. Кроме того, особенности планировки населенных пунктов, связанные в первую очередь с тем, что многие города и поселки формировались как спутники крупных промышленных объектов, часто приводят к неизбежному загрязнению атмосферы городов промышленными выбросами.

Рисунок 3 - Структура выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по видам экономической деятельности в 2021 году, в %
Примечание - составлено автором по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК
В Карагандинской области наибольшие объемы выбросов загрязняющих веществ наблюдаются в Абайском районе, что можно объяснить существующими там производственными предприятиями (Абайская центральная обогатительная фабрика, Угольный Департамент АО «Миттал Стил Темиртау», государственная районная электрическая станция корпорации «Казахмыс», ТОО «Абайский литейно-механический завод»,
ПКФ «Караганда Тексти Лайн», и др.) Тем не менее, выбросы загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников (кг на душу населения) имеют нисходящую тенденцию (Рисунок 4).

Рисунок 4 - Выбросы загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников загрязнения воздуха
Примечание - составлено автором по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК
Так в Республике Казахстан в период с 1990 по 2013 годы основная доля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух приходится на диоксиды серы и ОВЧ (твердые) (Рисунок 5). В 1990 году объемы выбросов загрязняющих веществ (диоксид серы, оксиды азота, НМЛОС, аммиак, оксид углерода, углеводород и ОВЧ (твердые)) от стационарных источников в атмосферный воздух составили 4649,9 тыс. тонн/год. В 2013 году объемы выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в атмосферный воздух составили 2178,6 тыс. тонн/год. Совокупные выбросы 2013 года составили 46,8% от совокупных выбросов 1990 года.

Рисунок 5 - Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Примечание - составлено автором по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК
Динамика выбросов парников газов представлена на рисунке 6. Как видно из рисунка, выбросы парниковых газов за анализируемый период носят циклический и неустойчивый характер. В 1990 году совокупные выбросы парниковых газов (в СО2 эквиваленте) составили 360,1 млн.т. В том числе выбросы диоксидов углерода, закиси азота (N2O) и метана (СН4) составили 268,3 млн.т/год, 16,2 млн.т/год и 75,6 млн.т/год соответственно. В 2012 году совокупные выбросы парниковых газов (в СО2 эквиваленте) существенно снизились по сравнению с 1990 годом и составили 260,9 млн.т. Выбросы диоксидов углерода составили – 198,6 млн.т/год, закиси азота (N2O) – 9,5 млн.т/год, метана (СН4) – 50 млн.т/год.

Рисунок 6 - Динамика выброса парниковых газов в РК
Примечание - составлено автором по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК
Проводимая национальная политика Республики Казахстан учитывает существующие экологические проблемы, на решение которых направляются бюджетные средства (Таблица 5, Рисунок 7). Так, принятая в 2006 году Стратегия устойчивого развития и Концепция РК «О переходе к зеленой экономике определили следующие сектора экономики, важные для достижения «Зеленого роста»: водные ресурсы, сельское хозяйство, энергосбережение и увеличение энергоэффективности, переработка отходов, загрязнение воздуха и управление экосистемами. В настоящий момент существует очень много проблем в данных секторах. Согласно оценке экспертов упущенная выгода составляет более 4-8 трлн. долларов в год. [Concept of the Republic of Kazakhstan on “Green economy” transition – Astana, 2013; P.7] Экономические потери являются результатом низкой продуктивности и отражаются в денежном эквиваленте в размере 1,5 – 4 трлн. долларов в год, а к 2030 году и более. Это может привести к социальным последствиям в сельскохозяйственном секторе Казахстана, где занято более 40-50% населения.
Таблица 8 - Динамика основных показателей окружающей среды
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
|
Инвестиции на охрану окружающей среды, млн. тг |
73094,7 |
90324,9 |
70539,1 |
75148,7 |
77500,4 |
|
Затраты на охрану окружающей среды, млн. тг |
102327,9 |
99652,6 |
185567,8 |
196458,9 |
218908,7 |
|
Количество стационарных источников загрязнения, ед. |
166019 |
168712 |
182863 |
197650 |
202334 |
|
Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, тыс. тонн |
2320 |
2226,6 |
2346,3 |
2384,3 |
2282,7 |
|
Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, на душу населения, кг |
145,7 |
136,4 |
142 |
142 |
134 |
|
Уловлено и обезврежено загрязняющих веществ, тыс. тонн |
24448,6 |
25858,5 |
28036,2 |
31012 |
33378,7 |
|
Утилизировано загрязняющих веществ, тыс. тонн |
3302 |
6432,4 |
6922,5 |
8774,9 |
10730,1 |
|
Выбросы твердых загрязняющих веществ, тыс. тонн |
639,1 |
639,3 |
631,1 |
593,8 |
551,2 |
|
Выбросы жидких и газообразных загрязняющих веществ, тыс. тонн |
1680,9 |
1587,2 |
1715,2 |
1790,5 |
1731,5 |
|
Примечание - составлено автором по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК | |||||
Так, в 2013 году на финансирование мероприятий по охране окружающей среды было направлено 218908,7 млн. тенге, что на 22449,8 млн. тенге больше, чем в 2012 году (Таблица 5).
При этом в 2013 году больше финансировались следующие направления: Очистка сточных вод (74 467 328,4 тыс. тенге), охрана атмосферного воздуха (67 443 567,1 тыс. тенге), обращение с отходами (42 582 703,0 тыс. тенге). [Статистический сборник КС МНЭ РК «Охрана окружающей среды и устойчивое развитие Казахстана». Астана, 2014 г., стр. 51]

Рисунок 33 - Затраты на охрану окружающей среды в 2013 г в разрезе регионов
Примечание -
источник http://taldau.stat.kz/
В разрезе регионов Атырауская область является лидером по получению бюджетных средств на финансирование природоохранных мероприятий (Рисунок 30).
Опустынивание территорий является еще одной немаловажной проблемой, от решения которой зависит устойчивость развития страны. Наибольшей степени подвержены опустыниванию Аральский и Иле- Балкашский регионы с населением 5,4 млн. человек. Зарегулирование стока рек привело к прекращению паводков, понижению уровня грунтовых вод, увеличению количества засоленных земель и сокращению поголовья скота. Дефицит воды негативно отразился на развитии экономики и условиях жизни населения. Ухудшились условия обитания диких животных и рыб. В Северном и Центральном Казахстане от водной эрозии пострадало 5,6 млн. га пашни и снизилась урожайность зерновых культур на 20-30 %. В Прикаспийской зоне море затопило 357 тыс. га плодородных прибрежных пастбищ и сенокосов. Вокруг промышленных центров произошло загрязнение земель выбросами предприятий. Около 10 млн. га пастбищ и пашни выведено из оборота на полигонах военно-промышленного комплекса.
Сумма ущерба от опустынивания в Казахстане оценивается в десятки млн. долларов США. Истощение водных ресурсов вызвало спад производства, сократило рабочие места, снизило уровень жизни населения и обусловило миграцию населения из районов экологического кризиса. [Основные показатели охраны окружающей среды http://www.stat.gov.kz/faces/homePage/ecolog].
Из 14 областей РК, только в пяти (Актюбинской, Мангистауской, Северо-Казахстанской, Карагандинской и Костанайской) опустыниванию подверглись 30% кормовых угодий. В остальных областях деградация составляет 50% и выше.
На пахотных землях повсеместно усилилась эрозия почв и дегумификация. Содержание гумуса уменьшилось на 25-30%. В связи с этим снизилось плодородие почв, урожайность зерновых культур. 17 млн. га пашни выведено в залежь, в пастбища. Но бурьянистые залежи, зарастающие высокотравными сорняками, способствуют увеличению численности насекомых – вредителей посевов. Засоление почв, водная и ветровая эрозия, уменьшение гумуса, вторичное засоление при сбросах воды после орошении на соседние территории, отмечены более чем на 90% почв республики.
Проблемы нерационального использования земель при животноводческом и пастбищном ведении хозяйства усугубляются в настоящее время многочисленностью мелких агропромышленных и животноводческих формирований, не способных обеспечить рентабельное использование, приобретение техники, удобрений, ветеринарное обслуживание скота, перегонов скота, обеспечить страховые запасы кормов, переработку сельхозпродуктов. Возникают социально- экономические проблемы переориентации хозяйств. При этих условиях усиливается бессистемное использование полноценных природных угодий, без учета норм изъятия ресурсов, т.е. усиливается их деградация, степень опустынивания.
Под сильным антропогенным прессом находится Карагандинская область, которая расположена в границах региона Центрального Казахстана и занимает площадь 4220,9 тыс.га. Специфика региона состоит в особенностях геоморфологических характеристик – выделении особой области Казахского щита – Сары-Арка и высоком биоразнообразии экосистем. Регион уникален по разнообразию типов почв, обусловленных зонально-провинциальными особенностями климатических условий, рельефа, что определяет специфику разнообразия флоры, фауны и экосистем. В Центральном Казахстане выделено 67 экосистем, что характеризует значительное природное разнообразие. При этом площади нарушенных территорий и зон экологического риска, включая потерю мест обитания редких видов растений и экосистем, составляют более 50%. Высокая степень опасности в Центральном Казахстане по данным экологического зонирования отмечена для 32 экосистем, на площади 22 457,2 тыс.га Анализ зон экологического риска Республики Казахстан демонстрирует достаточно сложную и разнообразную ситуацию деградации экосистем по степени опасности и показателям риска потери видов, экосистем, древесно- кустарниковых зарослей, степени внутренней опасности опустынивания экосистем, их почвенного покрова при интенсивном антропогенном воздействии. В целом для Казахстана по проведенному анализу разработанной Карты экологического зонирования выделено пять Степеней опасности, в принципе соответствующих степени опустынивания – деградации земель, экосистем и особенно почвенно-растительного покрова.
В итоге экологического зонирования Казахстана общая картина сложившейся ситуации опустынивания экосистем и степени опасности при дальнейшей дестабилизации окружающей среды подчеркивает преобладание умеренной степени опасности – 42,3 % площади республики. Но и это уже предельная граница антропогенного воздействия и дальнейшее изъятие ресурсов (почвенно-растительных в частности) должно быть в ряде экосистем ограничены. Снижение норм использования до 10-20 %, необходимо для саморегуляции экосистем и сохранения воспроизводимости ресурсов. Условия умеренной степени опасности представляют предел устойчивости экосистем к ряду антропогенного воздействия. Например, к изъятию растительной биомассы. А при дополнительном факторе засухи в засушливые годы и сезоны редких видов, иссушения почв, снижения видового разнообразия экосистем, продуктивности и смены экосистем. [Охрана окружающей среды и устойчивое развитие Карагандинской области/ Статистический сборник 2014 г.].
Результаты экологического зонирования Казахстана подтверждает неблагополучие природной среды на значительной территории регионов (19,05 %). К категории относительно неблагополучных отнесены умеренно опустыненные экосистемы – умеренной степени опасности (57,82 %), поскольку их эксплуатация уже требует строгого нормирования и сезонного мониторинга состояния среды, особенно в период засух. [Материалы семинара по проекту: Планирование сохранения биологического разнообразия на национальном уровне для поддержания реализации Стратегического плана Конвенции о биологическом разнообразии в Республике Казахстан на 2011-2020 гг. Проект ПРООН по Национальной Стратегии биологического разнообразия и по базам данных. Алматы, Республика Казахстан, декабрь 2012.].
Водообеспечение отраслей экономики в Республике Казахстан является важной проблемой, решение которой необходимо для обеспечения устойчивого экологического развития.
Таблица 9 - Основные показатели, характеризующие использование воды, 2008-2012гг.
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Темп роста % |
Темп прироста, % | |
|
Забор воды из водных источников,* |
1 337,96 |
1 489,66 |
1 818,55 |
1 698,60 |
1639,27 |
110,04% |
10,04% |
|
млн. куб. метров |
|||||||
|
Потери воды при транспортировке, млн. куб. метров |
108,8 |
88,47 |
84,64 |
26,37 |
64,62 |
73,04% |
-26,96% |
|
Водопотребление** (использование воды) – всего, млн. куб. метров |
1 403,06 |
1 385,21 |
1 708,64 |
1 649,40 |
1489,77 |
107,55% |
7,55% |
|
в том числе на производственные нужды, млн. куб. метров |
1 251,17 |
1 213,41 |
1 516,71 |
1 469,50 |
1302,7 |
107,36% |
7,36% |
|
Объем оборотного, |
|||||||
|
повторно- последовательного использования воды, млн. куб. |
1 305,62 |
1 719,93 |
1 703,22 |
1 645,50 |
1644,31 |
95,60 % |
-4,40% |
|
метров |
|||||||
|
Примечание - составлено автором по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК | |||||||
Исходя из данных таблицы 6, можно сделать выводы:
- За рассматриваемый период наблюдается тенденция резкого роста, а затем плавного снижения объемов водопотребления, при этом пиком является 2010 год. Также видно, что забор воды имеет тенденцию к росту.
- В части потерь воды при транспортировке наименее затратным оказался 2011 год, и в целом при сравнении с 2008 годом наблюдается тенденция снижения потерь при перемещении водных ресурсов, что косвенным образом свидетельствует об улучшении качества водопроводов на территории РК.
- Большая часть используемой воды, судя по данным таблицы 5 ,а именно порядка 90% от общего объема водопотребления используется в качестве ресурсов производственными предприятиями и этот показатель растет, так темп прироста за последние 5 лет, составил 7,36% .
Таким образом, уровень и качество использования водных ресурсов определяется производственно-экономическим развитием Казахстана и его отдельных регионов.
Графически анализ использования водных ресурсов Казахстана представлен на рисунке 34.

Рисунок 34 - Использование водных ресурсов Казахстана в период 2008-2012гг.
Примечание - составлено автором по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК
Как видно из рисунка 34 наибольший объем водопотребления отмечен в 2010 году, наиболее вероятной причиной такой ситуации явился значительный рост социально – экономического развития Казахстана за счет повышения эффективности работы предприятий практически всех отраслей. Этот факт подтверждается и самый большим за пятилетку объемом потребления воды на производственные нужды (1 516,71млн. м3). В следующие 2 года ситуация изменилась в сторону снижения объемов водопотребления, и как видно из диаграммы, большей частью из-за снижения потребностей в воде производственных предприятий.
Однако стоит отметить и тот факт, что за последние 2 года рассматриваемого периода водопотребителями Казахстана объем оборотного, повторно-последовательного использования воды остался практически на одном уровне, лишь незначительно снизившись. Кроме того, в 2012 году повторное использование водных ресурсов практически превысило общее водопотребление, что свидетельствует о более чем двукратном использовании забранной воды.
Такое положение дел говорит об общем повышении эффективности природопользования в части водных ресурсов.
Рассмотрим более подробно структуру использования воды, забранной из природных источников, то есть свежей воды (Таблица 10).
Таблица 10 - Структура использования воды, забранной из природных источников
млн.куб
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Темп роста % |
Темп при- роста % | |
|
Орошение, обводнение и сельскохозяйстве нное водоснабжение |
59,33 |
66,65 |
66,7 |
61,74 |
70,3 |
118,49 |
18,49 |
|
Производствен- ные нужды |
1 251,17 |
1 213,41 |
1 516,71 |
1 469,50 |
1 302,7 |
104,12 |
4,12 |
|
Хозяйственно- питьевые нужды |
74,52 |
86,34 |
91,56 |
92,5 |
92,5 |
124,13 |
24,13 |
|
Всего |
1 |
1 |
17 |
1 |
1 |
106,18 |
6,18 |
|
403,06 |
385,21 |
08,64 |
649,40 |
489,77 |
|||
|
Примечание: составлено автором по данным [Основные показатели охраны окружающей | |||||||
Анализируя представленные данные можно сделать вывод о том, что: минимальный темп прироста наблюдается при использовании свежей воды на производственные нужды, максимальный темп прироста на хозяйственно– питьевые нужды, однако большую часть водных ресурсов, не задействованных в производстве, а именно порядка 55-60% потребляют физические лица и домохозяйства в части удовлетворения своих хозяйственно-питьевых нужд.
На использование сельским хозяйством тратятся наименьшие по объему ресурсы свежей воды, а именно порядка 40-45% от общего объема использования свежей воды на непроизводственные нужды, при этом за последний год наблюдается некоторый рост этого показателя, что частично связывается с погодными условиями рассматриваемого периода, а частично с нерациональным использованием воды при орошении. Графически результаты анализа представлены на рисунке 35.

Рисунок 35 - Структура использования воды, забранной из природных источников, в млн.куб за 2008-2012 гг.
Примечание - составлено автором по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК
Водозабор в 2012 году составил всего по Республике Казахстан 21,4 км3, при лимите 26,5 км3. Из них в отчетном году, использовано всего – 18,4 км3, в том числе на коммунально-бытовые нужды 0,72 км3, промышленные – 5,2 км3, сельское хозяйство всего 9,1 км3, рыбное хозяйство 0,27 км3, прочие 1,77 км3. В 2012 году забрано всего подземных вод 1,13 км3.
Проблемой первостепенной важности является водообеспечение и обеспечение качества питьевой воды. Президент Казахстана Н. Назарбаев выделяет проблемы водного хозяйства отдельным блоком «Четвертый вызов
— острый дефицит воды» в Стратегии «Казахстан-2050», подчеркивая важность данного вопроса. По словам Президента: «Проблема водообеспечения остро стоит и в нашей стране. Нам не хватает качественной питьевой воды. Целый ряд регионов испытывает в ней острую потребность. Есть и геополитический аспект этой проблемы. Уже в настоящее время мы столкнулись с серьезным вопросом использования водных ресурсов трансграничных рек. При всей сложности данного вопроса мы не должны допускать его политизации» [Стратегия «Казахстан-2050″: новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан — Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 декабря 2012 года]. Также необходимо понимать, что «для сельскохозяйственных нужд нам нужны колоссальные объемы воды». Сегодня становится очевидным необходимость экономного использования воды, так как вода является одним из главных ресурсов государства и главный приоритет в управлении экологически обоснованным управлении устойчивым развитием.
Что касается твердых бытовых отходов, то по состоянию на конец 2012 года на территории Республики имеются 4459 полигонов ТБО, из которых 781 полигон (18%) официально узаконен. Твердые бытовые отходы представляют для Казахстана серьезную проблему. Ежегодно в стране накапливается свыше 14 млн.м3 ТБО при норме от 1,3 до 2,2 м3 на одного жителя. Наиболее дешевым и приемлемым методом долговременного и безопасного захоронения отходов являются организованные свалки (полигоны). На практике мы часто имеем дело с проблемами возникновения неблагоприятных санитарно-гигиенических условий в городской черте за счет несвоевременной уборки и вывоза отходов, несовершенства контейнерной системы сбора, возникновения стихийных свалок и несоблюдение технологии захоронения на организованных свалках.
Основной состав ТБО - это бумага и пищевые отходы, которые составляют около 51% от общей массы. Острой проблемой остается утилизация отходов, содержащих токсичные вещества - это люминесцентные лампы, ртутьсодержащие приборы (термометры, батарейки и т.д.). Нет специально отведенных мест по уничтожению продуктов с просроченным сроком годности. Отсутствие средств у бюджетных организаций (школы,
детсады, больницы и т.д.) для оплаты услуг по вывозу мусора приводят к тому, что отходы не вывозятся или снижают рентабельность предприятий, занимающихся вывозом отходов. Переработка твердых бытовых отходов на территории Республики Казахстан в настоящее время практически не производится. [«Пятый Национальный доклад Республики Казахстан о биологическом разнообразии за 2011 год» // РГП «Информационно- аналитический центр охраны окружающей среды» МООС РК. Астана, Республика Казахстан, 2012, стр. 62-72].
Недостаточный контроль со стороны соответствующих органов приводит к тому, что случаи сжигания мусора и организация стихийных свалок в местах проживания часто остаются без наказания. Нет требовательности от самих граждан. Местное население, общественные объединения не оказывают влияние на процесс принятия решения исполнительных органов. Нет постоянного и непрерывного контроля и ответственного координирующего государственного органа. Рассмотрим образование отходов по источникам за последние 5 лет (Таблица 11).
Таблица 11 - Образование отходов по источникам за 2008-2012гг. 1000 т/ год
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Темп прирос та % | |
|
Сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство |
68,7 |
- |
85,7 |
143,9 |
136,4 |
98,54 |
|
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров |
368301 ,6 |
- |
773 438,9 |
275 814,8 |
234 685,9 |
-36,28 |
|
Обрабатывающая промышленность |
70 814,6 |
- |
110 028,0 |
115 000,0 |
96 000,0 |
35,57 |
|
Снабжение электричеством, газом, паром |
13 431,9 |
- |
19 554,5 |
25 670,0 |
21 713,1 |
61,65 |
|
Строительство |
22,4 |
- |
202,5 |
165,1 |
138,8 |
519,64 |
|
Другие виды экономической деятельности |
733,9 |
- |
7 041,0 |
3 874,5 |
3 278,3 |
346,70 |
|
Общий объём муниципальных отходов |
3 411,9 |
3 928,3 |
3 784,7 |
3 919,0 |
3 588,3 |
5,17 |
|
Из них отходы домохозяйств |
2 603,5 |
3 348,2 |
3 094,9 |
3 171,7 |
2 429,9 |
-6,67 |
|
Всего отходов |
456 785,0 |
669 277,9 |
914 135,3 |
424 587,6 |
359 540,8 |
-21,29 |
|
Из них опасные отходы |
453 373,1 |
227 555,0 |
303 116,6 |
420 668,3 |
355 952,5 |
-21,49 |
|
Примечание: источник [«Пятый Национальный доклад Республики Казахстан о биологическом разнообразии за 2011 год» // РГП «Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды» МООС РК. Астана, Республика Казахстан, 2012, стр. 62-72] | ||||||
По данным таблицы 11, видно, что за последние годы, объем отходов имеет тенденцию к снижению, минимальный темпы роста за последние 5 лет, были у горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, а максимальный темп роста у строительства. Если распределить отрасли в порядке возрастания, то мы можем наблюдать следующую картину (Рисунок 36).

Рисунок 36 - Удельный вес образования отходов по источникам в %
Примечание - составлено автором по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК
Причиной возникновения отходов являются: нерациональное хозяйствование; отсутствие экономических стимулов для разработки исторических и вновь образованных отходов, а также устаревшая нормативная база и отсутствие специального закона, регулирующего отношения в области обращения с отходами. Основная масса твердых бытовых отходов без разделения на компоненты вывозится и складируется на открытых свалках, 97% которых не соответствуют требованиям природоохранного и санитарного законодательства Республики Казахстан. Их размещение и обустройство осуществлены без проектов и оценки воздействия на окружающую среду. Только около 5% твердых бытовых отходов в республике подвергается утилизации или сжиганию.
Количество отходов на валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения отражает связь между образованием отходов и экономической активностью на душу населения: более высокие показатели свидетельствуют о более высоком объеме отходов на единицу продукции на душу населения.
Проследим динамику отходов на душу населения за последние 5 лет (Рисунок 37)

Рисунок 37 - Динамика отходов на ВВП на душу населения за 2008-2012 гг.
Примечание - составлено автором по данным Комитета по статистике
Министерства национальной экономики РК
Из рисунка 37 видно, что максимальный темп роста на душу населения наблюдается у позиции промышленных отходов, это конечно связано с экономическим развитием промышленного сектора Казахстана, минимальный же темп роста у позиции – опасные отходы, что объясняется пристальным вниманием и контролем со стороны государства.
Однако, на институциональном уровне не в полной мере создана инфраструктура сектора управления ТБО, имеет место разобщенность территорий в решении данной проблемы и отсутствие единой политики в области обращения с отходами. Для решения существующих проблем в секторе необходимо внедрение регионального подхода по всей технологической цепочке обращения с отходами – от раздельного сбора «у источника» до захоронения инертной части ТБО на инженерных полигонах.
В настоящее время в Казахстане на системном уровне не налажен раздельный сбор ТБО «у источника» образования отходов, поэтому сложно проводить комплексную экономическую оценку по всей стране систем разделения отходов у источника, раздельного вывоза отходов, переработки и продажи восстановленных материалов. В результате отсутствия раздельного сбора ТБО на полигоны попадают опасные составляющие ТБО, такие как ртутные ламп, электронные отходы, неиспользованные остатки красок, лаков, стойкие органические загрязнители, радиоактивных веществ и др.
Несмотря на предпринимаемые природопользователями меры, устаревшие технологические линии производств промышленных предприятий, недостаточное вторичное использование отходов, отсутствие или недостаточная их утилизация способствуют накоплению больших объемов отходов производства. Особенно острой проблемой остается ликвидация «исторических загрязнений». Это загрязнение реки Илек бором и хромом, обусловленное, прежде всего, бесхозяйными шламонакопителями бывшего Алгинского завода, отходы АО «ТЭМК», ликвидация загрязнения химическими веществами п. Тогузак.
Одним из видов «исторических загрязнений» являются стойкие органические загрязнители (далее – СОЗ). По запасам отходов, содержащих стойкие органические загрязнители, Республика Казахстан занимает второе место среди стран Восточной и Центральной Европы после Российской Федерации. Общий объем СОЗ содержащих отходов на сегодня составляет около 250 тысяч тонн. Это более 1500 тонн устаревших пестицидов, более 50 тысяч единиц оборудования, содержащего полихлордифенилы и 8 загрязненных территорий.
Особо следует отметить вопрос эмиссий в окружающую среду со стороны как юридических так и физических лиц.
Так, в 2013 году наметилась тенденция увеличения заявляемых природопользователями выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Например, по итогам 1 квартала разрешенные объемы выбросов загрязняющих веществ составили свыше 3,6 млн. тонн, сбросов загрязняющих веществ свыше 4 млн. тонн. Показатели установленных значений нормативов валовых выбросов и сбросов загрязняющих веществ на уровне 5 млн. тонн до 2020 года являются максимально допустимыми. Такие объемы эмиссий позволят гарантировать экологическую безопасность, обеспечить рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.
Анализ проведенных проверок предприятий показывает, что ежегодно природопользователями нарушаются требования экологического законодательства идентичного характера.
Выполнение выданных предписаний по устранению нарушений предусматривает проведение мероприятий по восстановлению загрязненных участков до естественного природного состояния, что требует значительного времени.
Основными факторами повышения лимитов эмиссий в окружающую среду являются рост выпуска валовой продукции в промышленности и износ технологического режима работы оборудования.
По мере экономического роста, увеличения источников эмиссий и расширения масштабов промышленной деятельности обязательным условием для снижения уровня загрязнения будет непрерывное повышение эффективности природоохранной политики. Дальнейшее развитие экологического законодательства будет направлено на его совершенствование и сближение с международным опытом.
Сектор управления отходами является изученным в мировой практике – существуют проверенные технологии и решения для его модернизации. Также, рынок является открытым для потенциальных инвесторов и частных источников финансирования, имеющийся потенциал использования ТБО в целях развития «зеленой» энергетики, есть потенциал использования вторичных ресурсов, получаемых из ТБО.
К внутренним факторам относятся: неразвитая система сбора, в т.ч. раздельного сбора ТБО; захоронение отходов без предварительной переработки практически на всей территории республики; низкий объем переработки и утилизации отходов; несоответствие существующих объектов захоронения ТБО требованиям санитарных правил; возникновение критических экологических ситуаций в зонах с накопленными отходами; многократное увеличение объемов образуемых отходов; выбросы в атмосферу от существующих полигонов, оказывающих влияние на изменение климата.
Развитие и совершенствование возобновляемых источников энергии обусловлены необходимостью формирования новой энергетической модели, диверсификации технологической базы электрогенерации, восполнения энергодефицита и решения мировых экологических проблем.
Мировой спрос на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) постоянно растет. К 2050 году увеличение их доли в глобальном энергетическом балансе прогнозируется до 35%. Практически во всех развитых странах сегодня разрабатываются и реализуются программы, связанные с альтернативной энергетикой. Ее привлекательность вызвана неисчерпаемостью ресурсов, независимостью от конъюнктуры цен на мировых рынках энергоносителей, а также, что немаловажно, экологической чистотой. Основные преимущества ВИЭ – неисчерпаемость и экологичность
– и послужили причиной бурного развития возобновляемой энергетики за рубежом и весьма оптимистических прогнозов относительно ее перспектив в ближайшие десятилетия.
Главными причинами, обусловившими развитие ВИЭ, выступают обеспечение энергетической и экологической безопасности, сохранение окружающей среды, завоевание мировых рынков возобновляемых источников энергии, сохранение запасов собственных энергоресурсов для будущих поколений, а также увеличение потребления сырья для неэнергетического использования топлива.
Словом, сегодня использование ВИЭ стало важным и обязательным направлением развития энергетики будущего. И Казахстан в этом плане обладает всеми необходимыми ресурсами. А с учетом дефицита электроэнергии в стране, особенно в южных регионах, более широкое применение альтернативных источников приобретает особое значение. Неэффективность централизации электроснабжения в условиях огромной территории Казахстана, занимающей 2,7 млн кв. км, и низкой плотности населения (5,5 чел/кв. км) приводит к существенным потерям энергии при ее транспортировке. Поэтому использование ВИЭ позволит снизить затраты на обеспечение электроэнергией отдаленных населенных пунктов, значительно сэкономить на строительстве новых линий электропередачи.
Все, выше перечисленные, экологические проблемы, а также социально- экономические показатели находят свое отражение при расчете индикаторов для измерения устойчивого развития той или иной страны. Так, выделяют Sustainable Society Index (Индекс устойчивого общества), который был разработан в 2006 году Sustainable Society Foundation и позволяет определить общий уровень устойчивости страны. Этот индекс отражает множество аспектов, которые представлены на рисунке 38.

Рисунок 38 - Индекс устойчивого общества (Sustainable society index) в Казахстане
Примечание - источник http://www.ssfindex.com/
На основании рисунка 35 выделим сильные и слабые стороны устойчивости казахстанского общества. Среди сильных сторон можно выделить достаточный уровень питания (Sufficient food), питья (Sufficient drink), безопасной санитарии (Safe sanitation), так называемые базовые потребности. Достаточный уровень которых достигается благодаря высокой производительности земель (в отношении зерновых) и доступности водных ресурсов. Но по-прежнему остается нерешенной проблема эффективности использования сельскохозяйственных угодий и пастбищ.
Слабые стороны проявляются в экологической и социальной сферах. Это отражается в значении следующих индикаторов: эффективное управление (Good governance), возобновляемая энергия (Renewable energy), органическое сельское хозяйство (Organic farming) и чистый воздух (Clean air). Загрязнение воздуха вызвано отсутствием достаточного контроля со стороны государственных органов за деятельностью промышленных предприятий. Большинство предприятий перерабатывающего и энергетического комплексов имеет несовершенную технологию, морально и физически изношенные основные производственные фонды, что способствует увеличению количества вредных выбросов и сбросов в окружающую среду.
Резюмируя все выше изложенное, представляем SWOT-анализ социо- эколого-экомической сферы Республики Казахстан, который позволяет выделить сильные и слабые стороны, а также увидеть возможности и угрозы, которые стоят перед страной.
Таблица 12 - SWOT-анализ социо-эколого-экомической сферы Республики Казахстан на современном этапе развития
|
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
Обеспечение продовольствием; Доступ к воде; Образование; Возобновляемые водные ресурсы. |
Экологическая обстановка (качество воздуха, воды, земельных ресурсов); ТБО и сбросы, выбросы в окружающую среду; Биоразнообразие; Энергоемкость производства; Сырьевая ориентация; Возобновляемые источники энергии; Здоровье населения; Государственный долг; Государственное управление. |
|
Возможности |
Угрозы |
|
Рациональное развитие орошаемого земледелия; Отход от сырьевой направленности и развитие кластеров; Рациональное использование ресурсов и развитие возобновляемых источников энергии; Развитие человеческого капитала. |
Ухудшение экологической обстановки (деградация земель и оскудение ландшафтов, опустынивание, уменьшение плодородия почв, сокращение продуктивности животноводства и растениеводства, дефицит воды, загрязнение воздуха и воды и др.); Ухудшение здоровья населения; Увеличение государственного долга; Увеличение природных ресурсов, используемых для производства и потребления населением; Сокращение численности животных и растений. |
|
Примечание - составлено автором | |
Таким образом, для перехода к Зеленой экономике и реализации принципов устойчивого развития необходимо совершенствовать государственную политику в области устойчивого развития и охраны окружающей среды.
Современная государственная экологическая политика РК основана на экосистемном подходе с учетом территориального разделения полномочий и ответственности между участниками процесса государственного управления. Объектом управления выступает состояние окружающей среды в Республике Казахстан. Человек, общество, государство в целом представляют собой субъект управления состоянием окружающей среды.
В зависимости от формы собственности можно представить несколько моделей государственного управления в области охраны окружающей среды: государственная монополия на охрану окружающей среды (100 процентное участие государства в вопросах обеспечения охраны окружающей среды), конкурентная бизнес среда (предприятия, конкурирующие между собой за эффективное использование ресурсов и приобретающих права на эмиссию вредных веществ в окружающую среду) и смешанная модель управления, представляющая собой комбинацию первых двух моделей. Соответственно выбранной модели формируются взаимоотношения между центральными и территориальными органами управления.
В Казахстане существует смешанная модель государственного управления в области устойчивого развития и охраны окружающей среды, которая представлена широким кругом субъектов управления.
На наш взгляд, в Республике Казахстан должен быть единый государственный орган управления, ответственный за регулирование природопользования, координацию действий ведомств, предприятий, организаций и учреждений по оздоровлению окружающей среды и улучшению ее качества, наделение его соответствующими правами и полномочиями, что должно привести к исключению дублирования с другими субъектами управления устойчивым развитием. Но данным органом не должны стать ни Министерство энергетики РК, ни Министерство сельского хозяйства, сфера курируемых вопросов которых и так достаточно велика. Основная задача Министерства сельского хозяйства РК, на наш взгляд, заключается в содействии в обеспечении продовольственной безопасности страны, а Министерства энергетики РК – в развитии энергетики.
Действующая система управления охраной окружающей среды сыграла позитивную роль в период становления общей системы государственного управления, когда методам прямого администрирования не было альтернативы. По мере стабилизации экономики, становится все более заметным несоответствие между действующими принципами ее управления и динамично изменяющимися в сторону либерального рынка макроэкономическими условиями. [Концепция реформирования законодательства в области охраны окружающей среды. Астана, 2005 г., С.2]
Очередной этап развития рыночной экономики требует более совершенной модели управления, включающей в себя и управления природными ресурсами. Этот этап на популярном уровне часто именуется, как «инновационная», «диверсифицированная», «устойчивая», «зеленая» экономика. И хотя все эти названия не являются синонимичными, у них есть общая основа, известная в экономической науке как «экономика открытого доступа» или «открытая экономика».
Казахстан уже признан страной с рыночной экономикой. Но по очень многим параметрам – и управленческим и социально-экономическим наша действующая экономическая модель еще далека от параметров, соответствующих требованиям моделей с вышеприведенными названиями
[Мирошниченко А.Н. Бассейновые корпорации – инструмент консолидации управления водными ресурсами].
4.2 «Зеленый» маркетинг в развитии региона
Опираясь на понимание маркетинга территории в качестве направления социальноэкономической политики в эволюционировании территорий [2, 3] в современных условиях, отметим, что общество в настоящее время ориентировано на устойчивое развитие, что нашло отражение в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. ООН, в которой были закреплены Цели устойчивого развития [8]. Под устойчивым развитием принято понимать органичное сочетание экологической, экономической и социальной составляющих. Экологическое благополучие в данном плане представляется основой для возможности полноценного развития двух других составляющих. Климатические изменения стали носить серьезный характер, что проявляется ростом средней температуры, масштабными стихийными бедствиями, которые приводят к потерям до 9 % глобальной экономики [5]. Также эксперты утверждают, что порядка «40 % тяжелых заболеваний и преждевременной смертности связаны с неблагоприятным воздействием окружающей природной среды» [14]. Само устойчивое развитие предполагает ответственное отношение к хозяйственной деятельности, деловой активности со стороны бизнеса, системы управления, соответственно, базируется на концепции социально-экологического маркетинга, маркетинга устойчивости и предполагает переход от коричневой модели экономики к зеленой [5], что, в свою очередь, опосредует практический интерес к экологическому маркетингу. Поскольку в настоящее время так называемый зеленый переход является актуальным для регионов, то в реализацию концепции маркетинга территории как направления социально-экономической политики в регионе органично встраивается такая его составляющая (характерная для экологически ориентированной, зеленой экономики), как экологический маркетинг.
Ряд специалистов рассматривают экологический маркетинг как производную, возникающую на стыке маркетинговой науки и экологического менеджмента (рис. 1) [9].

Рисунок 1 — Позиция экологического маркетинга в сочетании маркетинга и экологического менеджмента, согласно А. С. Сидоренко [9]
В рамках исследовательской логики под маркетингом в территориальном развитии следует понимать маркетинг территории (в современных условиях трактуемый как направление социальноэкономической политики), который отвечает за разработку и осуществление экономической деятельности в регионе, реализуемую коммуникационную политику, что в сопряжении с установками устойчивого развития и необходимостью решения экологических проблем приводит к проявлению экологического маркетинга как значимого элемента реализации концепции маркетинга территории, который также проявился на стыке с экологическим менеджментом и нацеленностью на устойчивое развитие (рис. 2).

Рисунок 2 - Позиция экологического маркетинга в сочетании маркетинга территории и экологического менеджмента в нацеленности на устойчивое развитие
Подобный подход предполагает исследование эволюции концепции экологического маркетинга для уточнения его ролевого участия в социально- экономическом развитии регионов в условиях современной интерпретации маркетинга территории.
Значимым здесь выступает применение концепции маркетинга территории в национальном и региональном социально-экономическом развитии, где в указанном направлении социальноэкономической политики органично присутствует такая его составляющая, как экологический маркетинг. Как известно, в маркетинге территории с практической точки зрения детерминируют следующие основные маркетинговые стратегии (рис. 3).

Рисунок 3 — Основные маркетинговые стратегии в маркетинге территории, согласно А. П. Панкрухину [7]
Экологический маркетинг, соответственно, согласно сложившемуся запросу на социально-экономическое развитие территории в единстве с экологической повесткой, должен присутствовать в каждой из приведенных стратегий. Результат В составе экологического маркетинга, в его идейной основе, с учетом приведенной эволюции, принято выделять ряд ключевых концепций, детерминирующих его базовые ориентиры (рис. 4).

Рисунок 4 — Ключевые концепции экологического маркетинга, детерминирующие его базовые ориентиры [4]
Значимым в таком контексте представляется потреблять ресурсы в таком объеме, чтобы они успевали восстанавливаться. Также целесообразно внедрение безотходных технологий и/или рациональной переработки и вторичного использования переработанных материалов.
Выделяют «зелёные» маркетинговые стратегии, разработанные разными исследователями, которые отражают подходы компаний на внедрение идей и принципов устойчивого развития. Основные из них представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 - Зеленые маркетинговые стратегии, выделяемые различными исследователями [1, 6, 11, 12, 13]
Приведенные подходы имеют в своей основе определенные сходства. Важно то, что потенциально они при соответствующей адаптации могут быть применены при реализации концепции экологического маркетинга в рамках маркетинга территории в региональном развитии.
Подчеркнем то обстоятельство, что мы говорим не просто об экологическом маркетинге применительно к деятельности предприятий, организаций, производстве их продукции, а распространяем эти активности на регион (территорию) в целом. Полагаем, что экологический маркетинг применительно к региону (территории) целесообразно рассматривать по аналогии с его применением на предприятии при внедрении им подобной практики в бизнес-процессы и саму производимую продукцию.

Рисунок 6 - Основные составляющие экологического маркетинга в регионе
Как видим, большое значение уделяется вопросам, которые можно отнести к инфраструктурным (ресурсосберегающие технологии, работа с отходами и т. д.), к формированию и коррекции имиджа, привлечению внешних и внутренних целевых аудиторий, а также к развитию человеческих ресурсов, вовлеченных в проблематику экологического развития. Соответственно, опираясь на приведенные выше аргументы, касающиеся как эволюции маркетинга в целом, также и генезиса экологического маркетинга и его принадлежности в реализации маркетинга территории в региональном развитии, можно проиллюстрировать его место следующим образом (рис. 6).

Рисунок 7 - Место экологического маркетинга в реализации маркетинга территории в региональном развитии
В современной ситуации при принятии целевых установок устойчивого развития маркетинг территории не просто включает в себя составляющую экологического маркетинга. Для полноценного развития региона, предполагающего рост качества жизни населения, снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду и возможности функционирования и роста на пролонгированную перспективу, маркетинг территории как направление социально-экономической политики реализуется в виде развертывания концепции экологического маркетинга, в рамках которой зеленым продуктом выступает сам регион.
Список используемых источников:
- Амбросимова, Ю. А., Быкова, К. В., Бобрешова, И. В. Экологический маркетинг: осуществление зеленых стратегий или гринвошинг // Экономика устойчивого развития. — 2021. — № 4 (48). — С. 240–243.
- Ангелина, И. А., Солодкий, Е. А. Теоретические аспекты и особенности маркетинга территорий // Торговля и рынок. — 2017. — Т. 2, № 3. — С. 50–56.
- Антонов, В. Н. Структурносодержательная модель системы маркетинга территорий как направления социально-экономической политики государства // Вестник РУДН. Серия: Экономика. — 2021. — Т. 29, № 2. — С. 384–401.
- Зинцова, М. В., Воронцова, М. А., Зинцов, К. С. Реализация концепции экологического маркетинга // Российский внешнеэкономический вестник. — 2019. — № 8. — С. 94-104.
- Коданева, С. И. От «Коричневой экономики» — к «Зеленой». Российский и зарубежный опыт // РСМ. — 2020. — № 1 (106).
- Козлова, О. А. Зеленые маркетинговые стратегии компаний на рынке проМаркетинг территории (направление социально-экономической политики в регионе) Ориентация на устойчивое развитие Формирование и коррекция имиджа региона Привлечение внешних и внутренних целевых аудиторий Развитие необходимой инфраструктуры Развитие человеческого потенциала Ориентация на реализацию зеленых маркетинговых стратегий в региональном развитии Формирование и коррекция зеленого имиджа региона Привлечение целевых аудиторий, вовлекаемых в экологическую повестку Развитие инфраструктуры с соблюдением зеленых параметров Развитие человеческого потенциала, ориентированного на зеленые преобразования Экологический маркетинг — как доминанта реализации маркетинга территории Реализация основных маркетинговых стратегий в рамках маркетинга территории 45 2022 № 4 (80) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) довольственных товаров // Практический маркетинг. — 2010. — № 10. — С. 3–10.
- Панкрухин, А. П. Маркетинг территорий. — 2-е изд., доп. — СПб., 2006. — С.
- Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.: резолюция Организации Объединенных Наций. —
- Сидоренко, А. С. Сущность и концепция экологического маркетинга муниципального образования (города) // УЭкС. — 2012. — № 9 (45).
- Фролов, Д. П., Стрекалова, А. С. Стратегическое планирование экологического развития регионов Юга России: принципы, анализ, предложения // Региональная экономика: теория и практика. — 2015. — № 19 (395). — С. 2–11.
- Холленсен, С. Глобальный маркетинг. — Мн., 2004. Grant, J. Green Marketing Manifesto. — John Wiley & Sons, Inc., 2007. 13. Ginsberg, J., Bloom, P. Choosing the right green marketing strategy // MIT Sloan Management Review — 2004. — № 46 (1). — Р. 79–84.
в 2001 году;
в 2002 году;
в 2012 году
Рассредоточить жилищное строительство;
Стремиться к разумному сочетанию различных зон (жилой, рекреационной, промышленной и др.);
Развив сеть автострад, переселить все городское население в малоэтажные пригородные дома;
Ни одна из мер не поможет решению проблемы.
отсутствие эффективной системы мониторинга «зеленого» финансирования
слабая диверсификация «зеленых» инвестиций
несовершенство рынка в сфере экологии
отсутствие эффективной системы контроля за соблюдением политики «зеленого» финансирования
несовершенство рынка в сфере экологии
консервативность (инерционность) характера экономического развития
недостаточно корректное измерение «зеленого» роста
неблагоприятный инвестиционный климат
Smart idea
Smart city
Smart know-how
Smart phone
зеленая экономика
закрытая экономика
циркулярная экономика
открытая экономика
правовая, социальная, экономическая
нормативная, управленческая, пруденциальная
финансовая, социальная, информационная
кредитная, инвестиционная, микрофинансирование
утилизация
захоронение
ресайдинг
переработка
резина, нефть и нефтепродукты, органические отходы
железо, нефтепродукты, бытовой мусор
пластик, ртуть, металл, бытовые отходы
радиоактивные отходы, бытовые отходы
искусственные ткани, содержащие синтетические волокна и нефте отходы
невозобновляемые ресурсы
возобновляемые ресурсы и радиоактивные вещества
невозможно переработать отходы для последующего использования