Глава 3. Программы управления устойчивым развитием. Управление устойчивым развитием.
3.1 Программы управления устойчивым развитием.
3.2 Управление устойчивым развитием.
Список используемых источников
3.1 Программы управления устойчивым развитием.
Управление устойчивым развитием направлено на обеспечение баланса в эколого-экономической системе, т.е. достижение способности сохранять свое текущее состояние под влиянием быстро изменяющихся факторов внешней среды. [1]
Решение задач устойчивости эколого-экономической системы и модернизации системы управления устойчивостью эколого-экономической системы неразрывно связаны друг с другом. Управление устойчивостью эколого-экономической системы включает совокупность элементов, принципов и механизмов управления на различных иерархических уровнях, обеспечивающих сохранение структуры эколого-экономической системы, поддержание режима ее деятельности и способность к развитию. [1] Поэтому организация управления устойчивостью эколого-экономической системой требует конструирования национальной модели управления устойчивым развитием.
Национальные модели устойчивого развития зарубежных стран, которые представляют собой государственную политику в области управления устойчивым развитием, базируются на принципах «зеленой экономики» и направлены на защиту окружающей среды и рациональное использование имеющихся ресурсов. Большую роль в продвижении данных принципов внесла Экономическая и Социальная Комиссии для Азии и Тихого океана (далее ЭСКАТО), членами которой из стран постсоветского пространства являются Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. По инициативе ЭСКАТО в 2005 г. была принята стратегия «зеленого» роста, которая первоначально включала четыре приоритетных направления: рациональные модели потребления и производства; «озеленение» предприятий и рынков; устойчивая инфраструктура и «зеленая» налоговая и бюджетная реформы. Впоследствии были добавлены еще два направления – инвестирование в природный капитал и показатели экологической эффективности.
Многие страны используют различные инструменты «зеленой экономики» в своей национальной политике и стратегиях развития. При этом многие развивающиеся страны опасаются, что использование модели «зеленой экономики» может замедлить процесс их развития. Эта проблема требует дополнительного анализа и дискуссий о том, в какой степени это верно и как можно смягчить возможные издержки.
Для того, чтобы оценить «прогресс» той или иной страны в достижении благоприятной экологической ситуации и эффективного управления природными ресурсами Центр экологической политики и права при Йельском университете проводит определенный рейтинг, основанный на измерении индикаторов устойчивого развития. На основании этих измерений рассчитывается Индекс экологической эффективности (The Environmental Performance Index) - комбинированный показатель состояния экологии и эффективности управления природными ресурсами.
Индекс экологической эффективности рассчитывается с 2006 года и используется для расчета Индекса развития человеческого потенциала в рамках Программы развития Организации Объединенных Наций. Результаты исследования публикуются 1 раз в 2 года. Индекс измеряет 22 показателя в 10 категориях, отражающих различные аспекты состояния окружающей природной среды и жизнеспособности ее экологических систем, сохранение биологического разнообразия, противодействие изменению климата, состояние здоровья населения, практику экономической деятельности и степень ее нагрузки на окружающую среду, а также эффективность государственной политики в области экологии. Методика исследования разработана Центром экологической политики и права при Йельском университете совместно с группой независимых международных экспертов, наряду с аналитическими разработками учитываются и статистические данные национальных институтов и международных организаций. [http://epi.yale.edu/why-measurement-matters]
При составлении рейтинга учитывается качество воды и воздуха, влияние окружающей среды на здоровья человека, эмиссия парниковых газов, площади лесов и прочее. Наиболее идеальное соотношение всех этих параметров наблюдается в Швейцарии, ведь именно эту страну разработчики рейтинга поставили на первое место. В 2014 году следом за ней идут: Люксембург, Австралия, Сингапур, Чехия, Германия, Испания, Австрия, Швеция и Норвегия. Казахстан, Украина и Россия в рейтинге 2014 года занимают 84, 95 и 73 места соответственно [http://epi.yale.edu/files/country_files/kazakhstan.pdf].
По результатам проведенной в 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) Конференции ООН по окружающей среде и развитию (далее КОСР) государств и правительств, были приняты 2 основных документа:
«Декларация Рио-де-Жанейро» из 27 принципов, развивающих 26 принципов Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде и «Повестка дня на XXI век» – план действий по достижению экологически устойчивого развития. Кроме того, во время КОСР многими участниками были подписаны две глобальные экологические конвенции – «Рамочная конвенция по изменению климата» и «Конвенция по биологическому разнообразию», а также Заявление о принципах лесоводства.
В основу принятых документов КОСР легла концепция устойчивого развития, объединившая разнообразие интересов мирового сообщества.
После КОСР страны стали выполнять принятые в Рио-де-Жанейро решения естественно, каждая по-своему. В Норвегии был подготовлен Доклад Парламенту по решениям КОСР и их последствиям для страны. В Швеции был принят Закон по выполнению решений КОСР. Великобритания и США разработали Стратегию устойчивого развития (1994 г. и 1996 г. соответственно). Закон об устойчивом развитии был принят в Эстонии. В Нидерландах был принят «План действий – устойчивые Нидерланды» (1992 г.). В Канаде – Программа действий для общества. В Австралии – Национальная стратегия по экологически устойчивому развитию (1992 г.). Пятая экологическая программа Европейского союза была названа
«Стратегия на пути к устойчивости». В 1997 г. Принята Стратегия устойчивого развития Беларуси. Экологические факторы были включены в макроэкономические стратегии ряда стран, таких как Коста-Рика и Гамбия (они использовали методы экономико-экологического учета ресурсов), Китай, Малави, Танзания и др. В ряде стран начали разрабатывать локальные
«Повестки дня на XXI век».
Во многих странах были образованы национальные комиссии (комитеты) по устойчивому развитию – например, при президенте США (1993 г.), при премьер-министре во Франции (создана в 1992 г., но стала активно работать с 1994 г.), Норвегии, также в Швеции (1994 г.). В 1995 г. во Франции была проведена Европейская конференция национальных комиссий по устойчивому развитию с участием 25 развитых стран. Этот процесс коснулся стран, возникших после распада СССР, – комиссии по устойчивому развитию были созданы в Украине, Беларуси, Грузии. В России обсуждались варианты состава национального комитета по устойчивому развитию, причем была идея создать этот орган при президенте страны. Однако окончательного решения принято не было.
Национальные комитеты по устойчивому развитию разнообразны по своим функциям и полномочиям: от принятия решений, формулирования политики устойчивого развития, мониторинга ее реализации до выполнения консультативной роли, сбора информации и ее распространения, мобилизации ресурсов и средств, подготовки отчетов для правительства или выполнения просто роли форума для дискуссий и обменов мнениями. Почти во всех странах, по крайней мере, одно министерство или ведомство участвует в работе совета по устойчивому развитию, и почти во всех недавно созданных советах имеется участие общественности, научных и деловых кругов.
Национальные стратегии устойчивого развития имеют различные акценты. Так, в Великобритании – это сохранение окружающей природной среды, в Канаде – основные потребности человека, во Франции – перечень различных приоритетных тем (например, в 1995 г. – разработка показателей для устойчивых городов и экологические проблемы городов).
В основе стратегии устойчивого развития США лежит тесная связь между экологическими, экономическими вопросами и вопросами социального равноправия, понимание того, что некоторые показатели – занятость, производительность, зарплата, капитал и сбережения, прибыль, информация, знания и образование – должны расти, а другие – загрязнение окружающей среды, отходы и бедность – должны сокращаться. В числе приоритетных для Совета по устойчивому развитию были выбраны восемь тем, в числе которых – эко-эффективность бизнеса, устойчивое сельское хозяйство, энергетика, транспорт. [Р.А. Перелет Переход к эре устойчивого развития Стр. 16]
Понятие «зеленая экономическая модель» используется в Западных странах, в развивающихся странах говорят о «зеленой» стратегии роста, в Китае – «зеленое» развитие и экологическое строительство, а Тайланд называет такую модель «полной экономикой». [Нгуен Хонг Тхань "Зеленая" экономика - устойчивое развитие в развивающихся странах мира// Международная экономика № 8 2013 г., стр. 75] Тем не менее, как бы ни называлась национальная модель управления устойчивым развитием в той или иной стране она характеризуется определенными свойствами. Причем акцент в такой модели сделан на эколоогическую составляющую (использование альтернативных источников энергии, эффективное использование ресурсов, сокращение выбросов и сбросов в атмосферу и др.).
Также программа развития ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в 2008 г. выступила с Инициативой по «зеленой экономике», целью которой является использование исторической возможности в настоящее время сформировать экономику завтрашнего дня. Паван Шахдев, высокопоставленный сотрудник «Deutsche Bank», сказал: «Вскоре инвестиции польются обратно в глобальную экономику – вопрос в том, будут ли они направлены в старые, добывающие отрасли краткосрочной экономики вчерашнего дня или в новые зеленые отрасли экономики, которые займутся решением различных проблем, при этом, создавая многие экономические возможности как для бедных, так и для богатых в равной степени».
Инициатива по «зеленой экономике» основана на трех главных принципах:
- оценка и выдвижение на первый план природных услуг на национальном и международном уровнях;
- обеспечение занятости населения за счет создания «зеленых» рабочих мест и разработки соответствующей политики;
- использование рыночных механизмов для достижения устойчивого развития. [Материалы «Эко-Согласия», пресс-релизы и документы
ЮНЕП, Комиссии ООН по устойчивому развитию http://ictsd.org/i/news/bridgesrussian/82851/].
В таблице 8 мы представили национальные стратегии устойчивого развития некоторых зарубежных стран.
Таблица 4 - Национальные стратегии устойчивого развития зарубежных стран
|
Страна |
Цели Национальной стратегии устойчивого развития |
Рычаги и механизмы |
|
Великобри тания |
К 2020 г. 40 % всей электроэнергии из низкоуглеродных источников. Сокращение выбросов. Развитие энергосберегающих технологий |
Расширение использования возобновляемых источников энергии, теплоизоляция домов, установки электросчетчиков нового поколения. Трастовый фонд предоставляет беспроцентные кредиты национальным компаниям для внедрения низкоуглеродистых технологий и повышения их энергоэффективности. Стимулирование средних и малых предприятий, а также отдельных домовладений во внедрении энергосберегающих технологий, установки энергетических элементов на альтернативных источниках топлива. Зеленый инвестиционный банк предоставляет кредиты компаниям на развитие зеленых проектов. Этот банк создан по принципу государственно- частного партнерства. |
|
Германия |
Развитие возобновляемых источников энергии. До 2050 года закрепить за зеленой энергетикой основную роль в германской экономике. Сокращение парниковых газов на 80% к 2050 году. |
Концепция, закрепившая за «зеленой» энергетикой основную роль в германской энергетической системе будущего с целью перехода ФРГ от традиционной к альтернативной энергетике при сохранении доступных цен на электричество (2010 г.). Действие концепции охватывает период до 2050 года; Правовое обеспечение и применение рыночных механизмов (Законе «О подаче электроэнергии из возобновляемых источников энергии в |
|
общественные сети» (1991 г.), Закон «О приоритете возобновляемых источников энергии» (2000 г.). Жесткий государственный контроль, базирующийся не на доведении плановых заданий, а на создании соответствующей инфраструктуры, организации агитационно- разъяснительной работы, правовом обеспечении и применении рыночных механизмов стимулирования (плата за выбросы). Использование ветроэнергетических установок (строительство парков ветроэнергетических установок с помощью льготной кредитной линии). | ||
|
Италия |
Энергоэффективность и энергосбережение. Развитие возобновляемых источников энергии. Эффективное использование ресурсов и развитие переработки отходов. Усиление охраны культурного и природного наследия. Высокое экологическое качество продукции. Самореклама городов с активным привлечением компаний. Развитие зеленых компаний. |
Государственное субсидирование. |
|
Канада |
Использование возобновляемых источников энергии. Сокращение энергопотребления и консервация энергии. Сокращение выбросов и эффективное управление отходами. |
Реклама экологически чистых продуктов питания, а также товаров, произведенных из альтернативных (экологических) материалов. Развитие альтернативной энергетики (Акт «О зеленой энергии и экономике» (2009 г.), который предусматривает меры стимулирования как производителей, так и потребителей энергии в таких областях как использование возобновляемых источников энергии и сокращение энергопотребления). Такой подход дает значительный стимул для притока иностранных инвестиций. |
|
Китай |
Увеличение доли зеленого ВВП. |
Закон «О возобновляемой энергии» (2006 г.). Национальная стратегия по борьбе с изменением климата (2007 г), Закон «О переработке промышленных и бытовых отходов» для создания системы сбережения природных ресурсов за счет использования отходов. Совершенствование нормативной базы. Финансовая поддержка реализации планов по созданию зеленой экономики, налог в размере 10% на продажу на внутреннем рынке природного газа и сырой нефти, а также налог на операции по продаже ряда других полезных ископаемых. Финансовая поддержка государственным банком развития Китая ключевых производителей солнечной энергии посредством льготного кредитования. |
|
Республик а Корея |
Сохранение масштабов производительной экономической деятельности при минимальном использовании энергоресурсов и иных ресурсов. Сведение к минимуму |
Работа по противодействию изменениям климата, поиск новых «локомотивов» экономического роста за счет возобновляемых источников энергии, повышение качества жизни населения и статуса страны в целом. Реализуется госпрограмма развития возобновляемых источников энергии, разработанная в целях преодоления |
|
давления на окружающую среду всех используемых видов энергии и ресурсов. Принятие мер для превращения инвестиций в природоохранную деятельность и движущую силу экономического роста |
технологического барьера, установленного развитыми странами и противодействия давлению Китая в сфере инвестиций. Правительство и частный сектор экономики намерены объединить усилия в направлении реализации планов инвестирования и внедрения научных разработок, развития производства, а также укрепления производственной инфраструктуры. Реализуется госпрограмма развития ветроэнергетики. Государственная программа Smart Work, нацеленная на сокращение использования общественного и личного транспорта. | |
|
Нидерлан ды |
Развитие «зеленой» энергетики. |
Стратегия финансируемых государством мероприятий в области исследований и разработок в энергетическом секторе. Для реализации мероприятий в госсекторе оказывалась дополнительная финансовая поддержка правительства. Планы развития «зеленой» энергетики путем введения так называемой «зеленой сделки», нацеленной на продвижение энергосбережения и развитие местных проектов использования возобновляемых источников энергии. Правительство настаивает на обеспечении долгосрочной окупаемости возобновляемых источников энергии за счет инноваций. Для поддержки перехода к зеленой экономике инициировано использование рыночно-ориентированных инструментов, называемых также зелеными налогами: топливный зеленый налог, энергетический зеленый налог и зеленый налог на отходы. |
|
Российска я Федерация |
Экологически устойчивое и экологически ответственное экономическое развитии в соответствии с международными стандартами охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Повышение энергоэффективности, развитие возобновляемых источников энергии. Переработка и повторное использование материалов и ресурсов. Сокращение рыночных диспропорций, реализация мер финансовой и налоговой политики, стимулирующих снижение антропогенных выбросов. |
«Энергетическая стратегия на период до 2030 года». Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Госпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Использование политики национальных «зеленых» стандартов при строительстве объектов недвижимости. |
|
Япония |
Развитие «зеленой» промышленности |
Закон о стимулировании использования вторичного сырья(1992 г). Закон о стимулировании сортировки при сборе и о повторном использовании тары и упаковочных материалов (1997 г), который распределял обязанности в вопросе сортировки отходов между гражданами страны, местными органами власти и компаниями. Закон о возобновляемых источниках энергии (2003 г), который обязывает поставщиков электричества использовать энергию из данных источников. Данный закон |
|
устанавливает налоговые льготы для компаний, занимающихся разработками в сфере альтернативной энергетики, использующих эти разработки в производственном цикле, а также закупающих энергоэффективное оборудование. Местные программы развития возобновляемых источников энергии, основой которых является вышеупомянутый закон о возобновляемых источников энергии, который определяет схему взаимодействия с электрогенерирующими копаниями, налоговые льготы, субсидии на приобретение соответствующего оборудования и использование сертификатов возобновляемой энергии. Программа льготного кредитования для небольших компаний и домашних хозяйств, направленная на стимулирование приобретения бытовых солнечных батарей, водонагревателей и энергосберегающего оборудования; В целях распространения использования возобновляемых источников энергии установлены закупочные тарифы для избытков вырабатываемой электроэнергии из возобновляемых источников энергии для частных хозяйств; Совершенствование процесса обучения в школах и подготовки специалистов в ВУЗах страны. Японцам с самых ранних лет прививается мысль об ограниченности запасов ископаемого топлива и сопутствующих экологических проблемах, о необходимости перехода на возобновляемые источники энергии и развития соответствующих технологий. | ||
|
Примечание – составлено автором | ||
3.2 Управление устойчивым развитием.
Государственная политика и управление устойчивым развитием зарубежных стран характеризуется ориентацией на развитие новых источников энергии и минимизацию вреда, наносимого человеком окружающей среде.
В Германии в начале 1970 г. был принят ряд инициатив в экологической сфере: Экологическая программа 1971 года; внедрение экологической компоненты во всех секторах экономики (известно как «Зеленый кабинет». Германия была и остается лидером в сфере защиты окружающей среды, хотя национальная стратегия управления устойчивым развитием (Jänicke and Jörgens 2000) была принята этой страной самой последней по сравнению с другими европейскими странами. [Martin Jänicke, Helge Jörgens, Kirsten Jörgensen, Ralf Nordbeck Governance for sustainable development in Germany: institutions and policy making, p 11]
В немецкой модели управления устойчивым развитием включены следующие ключевые элементы:
- Высокая степень вовлеченности органов государственной власти (Канцлер) в формулировке и реализации амбициозных целей (достижение устойчивости в социо-эколого-экономическом развитии).
- Интеграция экологической политики в другие сектора экономики (Межведомственный комитет по защите климата (Interministerial Committee on Climate Protection). При этом, ключевую роль играет Министерство экологии.
- Широкое вовлечение общественности в решении экологических вопросов.
- Экологическая политика тесно связана с социальными и экономическими аспектами, такими как: занятость, технологии, конкурентоспособность.
Важной движущей силой в реализации экологической политики является социал-демократическая/зеленая коалиция в правительстве с программой экологической модернизации, инновационно-ориентированной концепцией развития, нацеленной на интеграцию экологической политики и ряд других сфер.
В Италии вопросами управления устойчивым развитием занимаются преимущественно различные ассоциации. Так, 7 ноября 2011 г. в Милане основные итальянские структуры (Фонд устойчивого развития, Комиссия по устойчивому развитию генеральной конфедерации предприятий Италии
«Конфиндустрия», Сектор зеленой экономики промышленной ассоциации
«Ассоломбарда», Национальный консорциум по упаковке «Конай» и другие струткуры) представили декларацию по борьбе с кризисом за счет управления окружающей средой.
В Канаде переход к устойчивому развитию и зеленой экономике стимулируется как национальным правительством, так и исполнительной властью в провинциях.
Вопрос внедрения зеленой экономики и внедрение принципов устойчивого развития улучшения экологической ситуации в стране является актуальным и для правительства Китая (Таблица 8).
Ключевым направлением в процессе долгосрочного стратегического развития Республики Корея является провозглашенная в 2008 году президентом политика зеленого роста, нацеленная на формирование целостной системы экономического развития без заметного влияния на окружающую среду. Новый курс направлен также на то, чтобы развитие зеленых технологий сопровождалось созданием рабочих мест.
Таким образом, Республика Корея была первой страной, которая объявила реализацию концепции «зеленого» роста в качестве национальной стратегии. Основное внимание в рамках этой стратегии уделяется трем элементам: промышленности, энергетике и инвестициям. Стратегия нацелена на сохранение масштабов производительной экономической деятельности при минимальном использовании энергоресурсов и иных ресурсов; сведение к минимуму давления на окружающую среду всех используемых видов энергии и ресурсов и принятие мер для превращения инвестиций в природоохранную деятельность и движущую силу экономического роста [http://bnews.kz/ru/blogs/proon/post/91].
Одним из таких направлений стала программа «Зеленого роста» – экономического развития без ущерба для окружающей среды, которая преследует цель вывести Корею в первую семерку стран-лидеров зеленого роста к 2020 году, а к 2050 году – в первую пятерку. Помимо этого, государством определен перечень перспективных отраслей экономики будущего, в который входит также производство источников электропитания следующего поколения, разработка новых возобновляемых источников энергии, создание экологически чистого транспорта, стимулирование использования вторичного сырья.
На международном уровне вопросами управления устойчивым развитием занимается международный институт зеленого роста – первая межправительственная организация, которая занимается решением вопросов экономического развития без ущерба для окружающей среды. Данный институт был инициирован правительством Кореи. Финансируют работу Института правительства стран-участниц этой организации. В работе института принимают участие ученые и эксперты по проблемам изменения климата со всего мира, а также составления программ зеленого экономического развития.
Нидерланды осуществляют политику управления устойчивым развитием на основе национального плана политики в области охраны окружающей среды и социально-экономического развития. Планом установлены ориентиры устойчивого развития до 2030 года. Также помимо этого принята экологическая повестка, нацеленная на достижение ориентиров, установленных ЕС. Конечной целью Плана является создание устойчивой окружающей среды в течение 25 лет (одного поколения людей). Нидерланды, будучи развитой страной с высоким уровнем экономического роста
вынуждены в настоящий момент тратить значительные средства, чтобы компенсировать негативное воздействие роста экономики.
США в процессе управления устойчивым развитием основное внимание уделяют сглаживанию территориальных разрывов и социально- экономических противоречий (программы по развитию Аляски, долины реки Теннеси, большое число других программ на уровне штатов). Государственная система стимулирования регионального развития в штатах, направленная на выравнивание условий жизни населения – это традиционная политика американского государства. Она развивалась вместе с общей экономической политикой страны: в период активизации экономического вмешательства государства происходило расширение его воздействия на территориальные процессы, в особенности через увеличение масштабов экономической деятельности штатов. В периоды некоторого сокращения масштаба вмешательства государств в экономическую жизнь соответственно сокращалось регулирующее воздействие государства.
Штаты, с
точки зрения уровня экономического развития, существенно отличаются и
дифференцируются. Наряду с супериндустриальными, имеются штаты со
множеством «зон застоя» (районы Аппалачей, штата Теннеси и Южной Дакоты, плато
озера Озарк, регионы Прибрежных равнин, Верхних озер, Новой Англии, а также штат
Аляска) [А.Н. Ряховская, О.Г. Крюкова, М.В. Ерхов, Зарубежный опыт устойчивого
регионального развития на основе реализации национальных проектов Материалы
международной научно-практической конференции "Экономика и управление в XXI
веке: теория, методология, практика" г. Москва, 30 ноября 2012 года].
В качестве основных направлений усилий федеральных властей США, призванных обеспечить развитие и устойчивость американской экономики, выделяются создание структурированного рынка для продукции зеленой экономики, создание благоприятного инвестиционного климата, содействие разработке передовых технологий и обеспечение поддержки зеленых инициатив. Указанный подход предполагает, что правительство должно на всех уровнях стремиться закупать для собственных нужд продукцию зеленой экономики. Помимо этого должен быть разработан и принят национальный стандарт чистоты энергетики, а также приняты меры содействия обеспечению эффективности поставок чистой энергии в крупные города. Конгресс должен принять законодательство о создании структуры, которая финансировала бы проекты по внедрению зеленых технологий, а также законодательство, упрощающее нынешнюю крайне запутанную систему мер поощрения капиталовложений в зеленую экономику. Конгресс должен принять законодательство о создании научно-исследовательских центров в области зеленых технологий.
Япония является одним из мировых лидеров на пути перевода экономики на экологические принципы и устойчивое развитие. Оптимальным результатом такой политики должно стать восстановление
экосистемы японских островов, серьезно пострадавшей в результате бурного экономического роста второй половины ХХ века. Для достижения поставленной цели правительство проводит комплексную работу во всех отраслях экономики, активно участвует в международном сотрудничестве по данной тематике. Одними из главных шагов в этом направлении являются многочисленные инициативы: внедрение новой стратегии роста, определяющей направление государственной политики.
Разработка стратегий устойчивого развития способствовала созданию новых подходов в экологической политике, таких как:
- стратегическая оценка окружающей среды (при которой основной акцент делается на выявлении последствий хозяйственной деятельности и воздействия на окружающую среду правительственных планов и решений в различных сферах социально-экономического развития);
- показатели устойчивого развития;
- экологически ориентированные системы управления предприятиями и компаниями (так, Международная организация стандартизации завершила разработку серии таких стандартов – ИСО 14000);
- комплексный контроль предприятиями за загрязнением окружающей среды (включая разработку соответствующих законодательных актов) и за продукцией в течение всего производственного цикла до стадии отходов;
- разработка регистров выбросов, сбросов и переносов загрязняющих веществ;
- расширение «торговли» разрешениями на непроизведенные выбросы в атмосферу и воду;
- выпуск ценных бумаг, связанных с экологически приемлемой деятельностью;
- заключение добровольных соглашений между промышленными компаниями или ассоциациями и правительством о взятии на себя добровольных обязательств по охране окружающей среды, не дожидаясь принятия решений или законодательных актов;
- совместное проведение экологических мероприятий странами на разных уровнях развития (например, путем инвестиций со стороны стран – «финансовых доноров»);
- внедрение комплексного экологического и экономического учета на основе системы национальных счетов, одобренной ООН, и т.п.
Подводя итоги исследованию, проведенному в данном пункте, следует отметить, что управление устойчивым развитием экономики зарубежных стран строится на основании модели «зеленого» роста и предполагает триединство экологии, экономики и социальной сферы. При этом, вопросы экологии являются приоритетными и требуют решения со стороны органов государственной власти. Государственная политика должна быть направлена на содействие улучшению качества окружающей среды и обеспечению перехода Республики Казахстан к «зеленой» экономике (модель «зеленого» роста) для повышения качества жизни населения при минимизации нагрузки на окружающую среду и интеграции экономических, социальных и природоохранных аспектов, т.е. реализации модели устойчивого развития.
Модель, отвечающая казахстанским традициям и культуре должна органически сочетать в себе основы национального опыта с передовой управленческой теорией и практикой, выработанных и испытанных при решении аналогичных социо-эколого-экономических задач в передовых странах мира. Слепое копирование опасно и неэффективно.
На наш взгляд, для Казахстана на сегодняшнем этапе развития был бы полезен опыт Нидерландов, Японии и Италии в управлении устойчивым развитием. Так, для поддержки перехода к устойчивому развитию и
«зеленой» экономике необходимо инициировать использование рыночно- ориентированных инструментов, называемых также «зелеными» налогами. Введение «зеленых» налогов будет стимулировать поиск и применение иных подходов в отношении окружающей среды, в том числе и сбор средств на расходы для защиты экологии. Доходы от «зеленого» налогообложения поступающие в общий бюджет могут быть направлены на финансирование мероприятий экологической политики. К примеру, целесообразно было бы ввести такие налоги, как топливный «зеленый» налог, энергетический
«зеленый» налог и «зеленый» налог на отходы. Существующая сейчас плата за негативное воздействие минимальна и не стимулирует предприятия внедрять зеленые технологии. Необходимо искать другие инструменты воздействия и стимулировать использование современных технологий для соблюдения требований в области охраны окружающей среды и использования имеющихся ресурсов для нынешнего и будущих поколений.
Список используемых источников:
-
Г.А. Резник, А.А. Малышев Модель управления устойчивостью эколого-экономической системы// Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 403-407
-
Государственное управление рыночной экономики: учебник. Изд 3-е, доп. и переработанное / под общ. ред. В. И. Кушлина. - М.: Изд-во РАГС, 2008. – С. 616
-
Резник Г.А., Малышева А.А. Методологические подходы к оценке потенциала устойчивости эколого-экономической системы // Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие. Сб.ст. VII Междю науч.-праке. Конф.- Пенза: ПГСХА, 2009, стр. 5
-
Нгуен Хонг Тхань "Зеленая" экономика - устойчивое развитие в развивающихся странах мира// Международная экономика № 8 2013 г., стр. 75
-
Martin Jänicke, Helge Jörgens, Kirsten Jörgensen, Ralf Nordbeck GOVERNANCE FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN GERMANY: INSTITUTIONS AND POLICY MAKING
стандарты на продукцию
приоритет охраны жизни и здоровья
экологизированная система подготовки и принятия хозяйственных решений
поддержка предпринимательской и инновационной деятельности
прогнозирование и оценка изменений окружающей среды
материально- техническое обеспечение и сбыт
экологическая экспертиза
торговля и общественное питание
развитие, не ставящее под угрозу интересы будущих поколений
глобальный и узкий рост
фактический и потенциальный рост
политический и социальный рост
Всемирный банк
МВФ
ЕБРР
ООН
обеспечить политическую устойчивость;
повысить показатели экологической устойчивости;
рациональное использование природных ресурсов;
экологическое образование и воспитание.
управление культурой;
формирование патриотизма;
оценка прав человека.
для качества будущего поколения экономическое и социальное развитие;
1993 г;
1994 г;
1995 г;
1996 г.
охрана окружающей среды и сохранение биоразнообразия;
научная и информационная обеспеченность;
финансовые ресурсы и механизмы их использования;
оптимальное использование природных ресурсов.
укрупнение предприятий;
малоотходное производство;
строительство заводов и фабрик;
строительство высоких заводских труб.
соотношение площади нарушенных и ненарушенных земель;
площадь биопродуктивных земель;
площадь земель, подверженных загрязнению;
выбросы в окружающую среду.