Глава 7. Развитие концепции устойчивого финансирования в европейской практике

7.1 Инвестиционный план реализации Европейской зеленой сделки

7.2 Таксономия «зеленых» инвестиционных проектов

7.3 Платформа устойчивого финансирования

Список используемых источников

Тесты для самоконтроля


7.1 Инвестиционный план реализации Европейской зеленой сделки

«Европейская зеленая сделка» («Зеленая сделка», ЕЗС) – пакет долговременных инициатив Европейского союза по климатической стратегии и дорожная карта по сокращению странами ЕС углеродных выбросов на 55% к 2030 г. и по достижению европейским интеграционным объединением к 2050 г. углеродной нейтральности, которая требует крупных капиталовложений.

По подсчетам Европейской Комиссии, для выполнения ЕЗС потребуется более 260 млрд евро дополнительных инвестиций ежегодно. Особенно больших расходов потребует наращивание доли возобновляемых источников энергии в структуре энергогенерации. Необходимо финансировать электрификацию транспорта, повышение энергоэффективности зданий и конструкций, а также вкладывать деньги в низкоуглеродные технологии.

Следует отметить, что для реализации целей Парижского соглашения 2015 г., в том числе сокращения выбросов парниковых газов (ПГ) на 40% к 2030 г., а также перехода ЕС к ресурсосберегающей, низкоуглеродной и инклюзивной экономике необходимы огромные инвестиций. Очевидно, что это невозможно сделать только за счет государственных ресурсов, хотя их вклад должен быть увеличен. Так, в 2017 году были расширены и продлены полномочия Европейского фонда стратегических инвестиций (European Fund for Strategic Investments, EFSI), с увеличением целевой суммы финансирования до 500 млрд. евро к 2020 г. При этом не менее 40% инвестиций в инфраструктурные и инновационные проекты должны способствовать реализации ЦУР. Одновременно с 5 до 7,5 млрд. евро был увеличен капитал Европейского инвестиционного банка (European Investment Bank, EIB) для расширения возможности привлечения инвестиций до 500 млрд. евро.

В рамках выполнения «Зеленой сделки» для наращивания ее финансирования будут использованы меры по стимулированию частных инвестиций, средства из государственных бюджетов (114 млрд евро) и весомая часть наднационального бюджета ЕС, в том числе для гарантийной поддержки частных инвестиций, осуществляемых через Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).

ЕИБ определен в качестве климатического банка Евросоюза, который будет заниматься продвижением целей “Зеленой сделки” как в Европе, так и за ее пределами. Начиная с 2021 г., все операции ЕИБ должны согласовываться с положениями Парижского соглашения по климату 2015 г., включая цель по постепенному отказу от финансирования проектов, связанных с ископаемым топливом. Соответственно вышесказанному, одной из опор ЕЗС выступает Инвестиционный план, непосредственно опирающийся на Европейскую политику сплочения, которая позволяет запускать проекты совместного финансирования с участием государств-членов.

Инвестиционный план содержит три направления.

Первое направление – привлечение до 2030 г. не менее 1 трлн евро в формате социально ответственного (устойчивого) публичного инвестирования. Из этой суммы 528 млрд. евро дадут средства из многолетнего бюджета ЕС на период 2021–2027 гг. плюс сборы от европейской схемы торговли квотами на выбросы.

Второе направление – активирующее. Речь идет о намерении обеспечить стимулы для разблокировки и перераспределения как публичных, так и (в особенности) частных капиталовложений. Реализуется План действий по стимулированию устойчивого финансирования и принят регламент по соответствующей его нормам финансовой отчетности.

Третье направление – это практическая поддержка государственных органов и органов власти на местах, а также инициаторов обоснованных «зеленых» проектов при их планировании, разработке и выполнении.

Главным инструментом Инвестиционного плана выступает Механизм справедливого перехода (Just Transition Mechanism, JTM). Он предназначен для оказания приоритетной поддержки территориям и отраслям, которые столкнутся с особенно серьезными вызовами форсированного перехода к климатической нейтральности, и имеет три опоры:

1) Фонд справедливого перехода объемом в 17.5 млрд евро (7.5 млрд из многолетнего бюджета ЕС плюс 10 млрд от программы «ЕС нового поколения»), прежде всего для сообществ и территорий, которые более других страдают от его неблагоприятных социально-экономических последствий;

2) инвестиционная программа InvestEU для мобилизации в 2021–2027 гг. не менее 650 млрд. евро долговременных публичных и частных инвестиций в целях устойчивого восстановления европейской экономики, из которых 30% целевым порядком выделяются на климатические цели (она дает возможность получения средства на инновационные инициативы, отягощенные повышенными финансовыми рисками, под бюджетную гарантию ЕС объемом в 26.2 млрд. евро);

3) Public Sector Loan Facility – кредитная линия для оптимизации публичного финансирования в целевых регионах, предоставляемая через ЕИБ (здесь поддержка получает форму грантов от Евросоюза в сочетании с займами от ЕИБ, причем она предоставляется таким проектам, от которых не ожидается финансовой прибыли).

Как следует из заключений июльского 2020 г. заседания Европейского совета, в ЕС климатические действия отныне внедрены во все политики и программы, финансируемые из бюджета Евросоюза и фонда «ЕС следующего поколения». Кроме того, все такие расходы должны быть совместимы с европейскими целями по достижению климатической нейтральности к 2050 г., целевыми показателями по климату на 2030 г. и не противоречить Парижскому соглашению и принципу «ненанесения вреда», отраженному в европейском регламенте по таксономии. При этом если первоначально в программе «ЕС следующего поколения» предусматривались некоторые средства на международные действия, в окончательном варианте соглашения государств-членов по данному поводу они были полностью перенаправлены на решение внутренних задач Союза.

Многие из инициатив по линии «Зеленой сделки» требуют применения новых технологий, трансформации сложившихся финансовых моделей и изменения каналов торговых поставок. Исследования и разработки финансируются бюджетной программой Horizon Europe, с помощью которой Евросоюз сформирует «зеленые» партнерства с участием различных производственных отраслей и своих государств-членов в таких областях, как производство батареек и аккумуляторов, чистого (возобновляемого) водорода, низкоуглеродной стали, создание антропогенной среды и поддержание биоразнообразия. Вновь созданный Европейский совет по инновациям из собственного бюджета также выделил 300 млн. евро на «создающие рынок» инновации, которые будут способствовать реализации целей ЕЗС.

В отношении Фонда справедливого перехода действует климатическая кондициональность (обусловленность): чтобы им воспользоваться, государство должно взять на себя обязательство по достижению углеродной нейтральности к 2050 г. В случае отказа государства выполнить такое условие получение им средств от Фонда может быть сокращено до половины от выделенной ему национальной доли.

В рамках схемы InvestEU предусмотрена кредитная гарантия из средств бюджета ЕС для инвесторов, вкладывающихся в инициируемые на местах проекты по четырем направлениям:

– устойчивая инфраструктура (9,9 млрд. евро гарантии ЕС);

– исследования, инновации и цифровизация (6,6 млрд. евро);

– малые и средние предприятия (6,9 млрд. евро);

– социальные инвестиции и профессиональная переподготовка (2,8 млрд. евро).

Возможности для такого инвестирования предоставляются партнерам Евросоюза (Группа Европейского инвестиционного банка, Европейский банк реконструкции и развития, национальные банки развития), намеренным действовать напрямую либо через финансовых посредников.

Чтобы получить европейскую поддержку, заявленные проекты должны:

– реагировать на провалы рынка или нехватку капиталовложений и быть экономически жизнеспособными;

– нуждаться в поддержке Евросоюза на старте;

– достичь в результате эффекта умноженного воздействия и по возможности привлечь частные инвестиции;

– помогать в достижении целей политики Евросоюза (прежде всего экологических и по цифровизации).

Государства-члены могут (по договоренности с Комиссией, на добровольной основе) вкладывать в подобные проекты средства, которые приходят к ним по линии европейских структурных фондов или Комплексного плана восстановления европейской экономики. При этом они также получают право воспользоваться бюджетной гарантией Евросоюза с высоким кредитным рейтингом.

7.2 Таксономия «зеленых» инвестиционных проектов

В последнее время в различных странах мира возрос интерес к систематизации, упорядочению подходов к проектам, отвечающих целям устойчивого развития (в том числе зеленым). Позиции открытой отчетности в области устойчивого развития усилились, появились дополнительные разделы в стандартах «Глобальной инициативы по отчетности» (Global Reporting Initiative). Усилилось внимание к рейтингам, которые составляют теперь и специальные агентства, и промышленные ассоциации, и банки. В рамках всех рейтингов происходит ранжирование организаций по степени их открытости, по тому, как они описывают свои инициативы в соответствии с принципами социально-экологического управления (Environmental Social Governance, ESG).

Считается, что чем больше степень открытости, чем шире охват отчетов об устойчивом развитии, тем привлекательнее организация для инвесторов. Это действительно так, но для объективного сравнительного анализа проектов, для понимания того, насколько повышается экологическая и ресурсная эффективность производства, сокращается негативное воздействие на окружающую среду и снижается выброс парниковых газов, необходимо иметь прозрачные и измеримые критерии. Использование оценок и суждений, основанных на сопоставлении степени открытости компаний, не позволяет сделать обоснованные выводы о «степени зеленой окраски» проектов. Разработка таксономий зеленых проектов в различных странах и регионах мира, применение подходов экспертной оценки для принятия решений об инвестировании в те или иные проекты служат доказательством тезиса о необходимости создания системы критериев (как системы координат) для обоснованного отбора проектов, заслуживающих первоочередного внимания.

Таксономия – это классификация, построенная на определенных критериях. Таксономия зеленых проектов была рекомендована Международной организацией по стандартизации в документе – группе стандартов ISO 14030-3 «Оценка экологической результативности. Зеленые долговые инструменты. Часть 3. Таксономия» (ISO 14030-3 «Environmental performance evaluation. Green debt instruments. Part 3. Taxonomy»). Название группы стандартов – «Оценка экологической результативности» – отражает то обстоятельство, что они были разработаны в целях создания надежной системы оценки проектов, претендующих на статус зеленых. 

Общепризнанные критерии классификации зеленых проектов можно расположить в следующем порядке:

1) сокращение выбросов или увеличение поглощения парниковых газов;

2) адаптация к климатическим изменениям;

3) устойчивое управление и охрана водных ресурсов (в том числе морских);

4) формирование экономики замкнутого цикла;

5) предотвращение и контроль загрязнения;

6) сохранение и восстановление биоразнообразия и экосистем.

Особый интерес представляет тот факт, что в стандарте ISO 14030-3 дано определение наилучших доступных технологий (НДТ), не связанное с экологическими разрешениями: НДТ – это экономически целесообразные решения, позволяющие снизить негативное воздействие на окружающую среду и, в том числе, сократить выбросы парниковых газов.

Особенность таксономии, описанной в ISO 14030-3, заключается в том, что при достижении положительного эффекта в соответствии с одним из критериев необходимо демонстрировать отсутствие негативных эффектов по остальным пяти. Приоритетного внимания заслуживают проекты, при выполнении которых достигается эффект синергии – улучшаются показатели по нескольким критериям.

Таким образом, в документе ISO 14030-3 «Оценка экологической результативности. Зеленые долговые инструменты. Часть 3. Таксономия» изложены рекомендации, практическое применение которых будет способствовать созданию единой, непротиворечивой основы для разработки таксономий (классификаций) зеленых стандартов для различных государств и регионов. При этом порядок приоритетов при отборе проектов, претендующих на получение, например, льготных кредитов, напрямую зависит от целей промышленной, экологической и климатической политик.

В настоящее время применяются также таксономии, разработанные CBI, ICMA, IDFC, в которых достаточно детально описаны критерии определения зеленого инвестиционного проекта.

В свою очередь, для ускорения перехода к экологически чистым инвестициям Европарламент и Совет Европейского Союза в 2020 году утвердили Регламент о создании основы для содействия устойчивым инвестициям - Регламент (ЕС) 2020/852 (о таксономии (классификации) «зеленых» проектов, Taxonomy Regulation), где речь идет об экономической деятельности, которую нужно расценивать как устойчивую именно с экологической точки зрения. Регламент устанавливает общую классификационную систему по всему Европейскому Союзу (далее - Союзу), обеспечивая ясность для бизнеса и инвесторов, а также поощряет увеличение объемов финансирования частного сектора для перехода к климатической нейтральности при сохранении социальной устойчивости.

В Регламенте определены шесть экологических целей:

1) смягчение негативных последствий климатических изменений;

2) адаптация к изменению климата;

3) устойчивое использование и охрана водных и морских ресурсов;

4) переход к безотходной экономике;

5) предотвращение и контроль загрязнения окружающей среды;

6) защита и восстановление биоразнообразия и экосистем.

Эти цели определяют вектор развития зеленой экономики задачи на переходный период на пути к углеродно-нейтральному формату.

Согласно требованиям Регламента, экономическая деятельность квалифицируется как экологически устойчивая, если эта экономическая деятельность:

- вносит существенный вклад в достижение одной или нескольких указанных экологических целей;

- не наносит существенного вреда ни одной из указанных экологических целей;

- осуществляется в соответствии с минимальными гарантиями (процедурами, применяемыми предприятием, осуществляющим экономическую деятельность, для обеспечения соответствия Руководящим принципам ОЭСР для многонациональных предприятий и Руководящим принципам ООН в области предпринимательской деятельности и прав человека);

- соответствует техническим критериям отбора, установленным Европейской Комиссией (далее - Комиссией).

Технические критерии отбора должны:

- определить наиболее существенный потенциальный вклад в достижение данной экологической цели, соблюдая при этом принцип технологической нейтральности, принимая во внимание как краткосрочное, так и долгосрочное воздействие данной экономической деятельности;

- указать минимальные требования, которые необходимо выполнить, чтобы избежать значительного ущерба любой из соответствующих экологических целей, принимая во внимание как краткосрочное, так и долгосрочное воздействие данной экономической деятельности;

- быть количественными и содержать пороговые значения, насколько это возможно, а в остальном быть качественными;

- при необходимости, основываться на схемах маркировки и сертификации ЕС, методологиях ЕС для оценки воздействия на окружающую среду и системах статистической классификации ЕС, а также учитывать любое соответствующее действующее законодательство Союза;

- по возможности использовать показатели устойчивости, указанные в статье 4(6) Регламента (ЕС) 2019/2088;

- основываться на убедительных научных данных и принципе предосторожности;

- учитывать жизненный цикл, включая данные существующих оценок жизненного цикла, путем рассмотрения как воздействия на окружающую среду самой экономической деятельности, так и воздействия на окружающую среду продуктов и услуг, предоставляемых этой экономической деятельностью, в частности, путем рассмотрения производства, использования и окончание срока службы этих продуктов и услуг;

- учитывать характер и масштаб экономической деятельности;

- принять во внимание потенциальные рыночные последствия перехода к более устойчивой экономике, в том числе риск того, что некоторые активы могут оказаться в затруднительном положении в результате такого перехода, а также риск создания непоследовательных стимулов для устойчивого инвестирования;

- охватывают все соответствующие виды экономической деятельности в конкретном секторе и обеспечивают равное отношение к этим видам деятельности, если они в равной степени способствуют достижению экологических целей;

- быть простыми в использовании и устанавливаться таким образом, чтобы облегчить проверку их соответствия.

Технические критерии отбора должны также включать критерии для деятельности, связанной с переходом на чистую энергию, согласующуюся с путем ограничения повышения температуры до 1,5 0 C по сравнению с доиндустриальным уровнем, в частности энергоэффективность и возобновляемые источники энергии. энергии в той мере, в какой эта деятельность вносит существенный вклад в достижение какой-либо из экологических целей.

Технические критерии отбора должны гарантировать, что деятельность по производству электроэнергии с использованием твердого ископаемого топлива не будет квалифицирована как экологически устойчивая экономическая деятельность.

Технические критерии отбора должны также включать критерии для деятельности, связанной с переходом на экологически чистую или климатически нейтральную мобильность, в том числе посредством смены вида транспорта, мер по повышению эффективности и альтернативных видов топлива, в той мере, в какой они существенно способствуют любому экологических целей.

Таким образом, технические критерии отбора для определения того, вносит ли экономическая деятельность существенный вклад в смягчение последствий изменения климата или адаптацию к изменению климата, должны гарантировать, что экономическая деятельность оказывает положительное влияние на цель в области климата или уменьшает негативное воздействие на цель в области климата. Следовательно, эти технические критерии отбора должны относиться к пороговым значениям или уровням эффективности, которых должна достичь экономическая деятельность, чтобы квалифицироваться как вносящая существенный вклад в достижение одной из этих климатических целей. Технические критерии отбора «не наносят значительного вреда» должны гарантировать, что экономическая деятельность не оказывает значительного негативного воздействия на окружающую среду. Следовательно, эти технические критерии отбора должны определять минимальные требования, которым должна соответствовать экономическая деятельность, чтобы ее можно было квалифицировать как экологически устойчивую.

Комиссия регулярно пересматривает технические критерии отбора и, при необходимости, вносит поправки в делегированные акты, принятые в соответствии с настоящим Регламентом, в соответствии с научными и технологическими разработками. В этом контексте перед внесением поправок или заменой делегированного акта Комиссия должна оценить выполнение этих критериев с учетом результатов их применения участниками финансового рынка и их влияния на рынки капитала, в том числе на направление инвестиций в экологически устойчивую экономическую деятельность. виды деятельности. Комиссия должна пересматривать технические критерии отбора для этой деятельности не реже одного раза в три года.

«Экологически устойчивые инвестиции» означают инвестиции в один или несколько видов экономической деятельности, которые квалифицируются как экологически устойчивые.

В 2021 году был утвержден Регламент Делегированной комиссии (ЕС) 2021/2139, дополняющий Регламент (ЕС) 2020/852. Этот Регламент применяется к мерам, принятым ЕС или государствами-членами, которые устанавливают требования к участникам или эмитентам финансового рынка в отношении финансовых продуктов или корпоративных облигаций, которые предоставляются как экологически устойчивые, к участникам финансового рынка, которые предоставляют финансовые продукты, и предприятиям, которые обязаны публиковать нефинансовые отчеты.

Необходимо отметить, что созданная ЕС таксономия может быть взята за основу при ее разработке на национальном уровне, но принцип уважения национальных особенностей здесь превалирует.

Дальнейшее развитие рынка устойчивых финансовых услуг будет связано с разработкой и внедрением таксономий в других тематических направлениях устойчивых финансов. Кроме того, развивается практика формирования нефинансовой отчетности и других релевантных сведений о финансируемых проектах и компаниях в форматах ESG-индексов, рейтингов и пр., ориентированных на запросы зеленых инвесторов. Международное сотрудничество по этим вопросам будет содействовать снижению информационной асимметрии, гармонизации подходов к регулированию, нейтрализации значимых конфликтов.

7.3 Платформа устойчивого развития

В процессе установления и обновления технических критериев отбора должны участвовать соответствующие заинтересованные стороны, и он должен основываться на рекомендациях экспертов, обладающих проверенными знаниями и опытом в соответствующих областях. С этой целью была создана Платформа устойчивого финансирования (далее - Платформа). 

Платформа является консультативным органом и состоит из 57 экспертов, представляющих как государственный, так и частный сектор. Ее основная цель – консультировать Европейскую комиссию по ряду задач и тем, связанных с дальнейшим развитием таксономии ЕС. Задачами Платформы устойчивого финансирования являются:

- консультировать Комиссию по техническим критериям отбора для таксономии ЕС;

- консультировать комиссию по пересмотру Регламента о таксономии;

- осуществлять мониторинг и отчетность о потоках капитала в направлении устойчивых инвестиций;

- консультировать Комиссию о политике устойчивого финансирования в более широком смысле.

Платформа консультирует Комиссию по разработке, анализу и пересмотру технических критериев отбора, включая потенциальное влияние таких критериев на оценку активов, которые квалифицируются как экологически устойчивые активы в соответствии с существующей рыночной практикой. Платформа также должна информировать Комиссию о том, подходят ли технические критерии отбора для использования в будущих политических инициативах Союза, направленных на содействие устойчивым инвестициям, и о возможной роли стандартов учета и отчетности устойчивого развития в поддержке применения технических критериев отбора. Платформа должна консультировать Комиссию по разработке дальнейших мер по улучшению доступности и качества данных, принимая во внимание цель избежать чрезмерного административного бремени, по решению других задач устойчивого развития.

В число экспертов государственного сектора входят представители Европейского агентства по окружающей среде, ESA, Европейского инвестиционного банка, Европейского инвестиционного фонда и Агентства Европейского союза по основным правам. В число экспертов частного сектора входят представители финансовых и нефинансовых участников рынка и деловых кругов, представляющие соответствующие отрасли, а также лица, обладающие опытом в области бухгалтерского учета и отчетности. Платформа также включает экспертов, представляющих гражданское общество, в том числе экспертов в области экологических, социальных, трудовых и управленческих вопросов, экспертов, представляющих научные круги, в том числе университеты, научно-исследовательские институты и другие научные организации, в том числе лица с мировым опытом.

Платформа возглавляется Комиссией и формируется в соответствии с горизонтальными правилами создания и работы экспертных групп Комиссии. В этом контексте Комиссия может приглашать экспертов с особыми знаниями на разовой основе.

Процесс отбора направлен на обеспечение высокого уровня экспертизы, географического и гендерного баланса, а также сбалансированного представительства соответствующих ноу-хау с учетом конкретных задач Платформы. В процессе отбора Комиссия проводит оценку в соответствии с этими горизонтальными правилами, чтобы определить, существуют ли потенциальные конфликты интересов, и должна принять соответствующие меры для разрешения любых таких конфликтов.

Платформу возглавляет Председатель. Комиссия приняла решение назначить г-на Натана Фабиана, главного ответственного сотрудника по инвестициям из Принципов ответственного инвестирования (PRI), председателем Платформы.

screenshot_36.jpg

Платформа имеет неограниченный срок действия с учетом различных задач, предусмотренных в Регламенте о таксономии. Она работает на основе пленарных заседаний в полном составе из всех 57 членов и 11 наблюдателей при поддержке подгрупп, где проводится техническая работа над его мнениями, отчетами или рекомендациями. Пленарное заседание служит форумом для обеспечения создания надлежащих связей между соответствующими подгруппами и для официального одобрения рекомендаций и отчетов Платформы.

Широкое и сбалансированное представительство заинтересованных сторон, опыта и точек зрения позволяет Платформе разрабатывать свои рекомендации, основанные на научных данных, знаниях и глубоком практическом опыте, и рекомендовать технические критерии отбора для таксономии ЕС, которые можно использовать и которые соответствуют амбициям Европейской зеленой сделки.

screenshot_37.jpg

Срок полномочий 50 избранных членов Платформы ограничен двумя годами. По истечении двух лет у Комиссии будет возможность продлить мандат или назначить новых членов.

В настоящее время работают четыре подгруппы для подготовки технической работы на основе различных задач и подзадач, сроков, указанных в мандате, и различных типов необходимых навыков и опыта. В будущем предполагается создание двух дополнительных подгрупп.

Подгруппа 1 - техническая рабочая группа, которая состоит из 32 членов и 3 наблюдателей. К функциям данной подгруппы относится консультирование Комиссии в области разработки и обновления технических критериев отбора экологических целей, анализ влияния технических критериев отбора с точки зрения потенциальных затрат и выгод, анализ запросов заинтересованных сторон на разработку или пересмотр технических критериев отбора для определенной экономической деятельности.

Подгруппа 2 – подгруппа по обзору регулирования, которая должна информировать Комиссию о возможной необходимости внесения поправок в Регламент о таксономии.

Подгруппа 3 – подгруппа по негативно и слабо воздействующим видам деятельности консультирует комиссию по разработке таксономии в отношении экономической деятельности, не оказывающей существенного влияния на экологическую устойчивость, и экономической деятельности, наносящей значительный ущерб экологической устойчивости.

Подгруппа 4 – подгруппа по социальной таксономии консультирует Комиссию по расширению таксономии на социальные цели и соблюдение минимальных социальных гарантий.

Подгруппа 5 – подгруппа по данным и удобству использования выполняет следующие задачи: консультирует Комиссию по качеству данных, доступности и готовности рынка к своим обязательствам; по возможной роли стандартов учета и отчетности в области устойчивого развития; по удобству использования критериев; по вопросам оценки и разработки политики устойчивого финансирования.

Подгруппа 6 - подгруппа по мониторингу потоков капитала осуществляет мониторинг и составляет регулярную отчетность для Комиссии о тенденциях в отношении потоков капитала в направлении устойчивых инвестиций.

Платформа выполняет свои задачи в соответствии с принципом прозрачности. Комиссия публикует протоколы заседаний Платформы и другие соответствующие документы на сайте Комиссии.

Для визуального отображения содержания таксономии ЕС разработан Компас таксономии, который в настоящее время отображает положения Делегированного закона о климатических целях, принятого в июне 2021 года. В будущем планируется обновление компаса посредством включения в него отдельных нормативных актов, определяющих технические критерии отбора по видам экономической деятельности организаций, которые вносят существенный вклад в достижение климатических и экологических целей Регламента таксономии.

Компас представляет собой матрицу, отображающую виды экономической деятельности по экологическим целям (рисунок 4).

screenshot_38.jpg

Таксономический компас предназначен для удобной проверки различными пользователями видов экономической деятельности, соответствующих критериям таксономии, какой существенный вклад они вносят и каким критериям должны соответствовать. Для того чтобы экономическая деятельность считалась согласованной с таксономией, необходимо соблюдение минимальных гарантий (социальных стандартов). Данные процедуры должны реализовываться предприятием и соответствовать принципам «не причинить значительного вреда». Выполнение данных показателей необходимо для обеспечения соответствия Руководящим принципам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для многонациональных предприятий и Руководящим принципам бизнеса в аспекте прав человека ООН.

Таксономический компас ЕС также призван упростить интеграцию критериев в бизнес-базы данных и другие ИТ-системы. Существует два основных способа доступа к его содержимому:

- во вкладке «Компас таксономии ЕС» вы можете увидеть матрицу, которая отображает экономическую деятельность по экологической цели. Доступ к критериям для данного вида деятельности можно получить, щелкнув имя действия в матрице или щелкнув кнопку интересующей комбинации действия и цели. Буквы «Е» или «Т» указывает, является ли действие вспомогательным или переходным (если оно соответствует критериям).

- во вкладке «Деятельность по секторам» вы можете проверить, какие виды экономической деятельности для данного сектора считаются релевантными для таксономии, и просмотреть применимые к ним технические критерии отбора. Этот второй маршрут доступа полезен, если вы хотите просмотреть определенный сектор или деятельность.

Список используемых источников

  1. Парижское соглашение. ООН. 2015 год. - https://unfccc.int/sites/default/files/russian_paris_agreement.pdf
  2. The European Green Deal Investment Plan and Just Transition Mechanism Explained. Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/qanda_20_24
  3. Explaining The EU Action Plan for Financing Sustainable Growth. https://www.unpri.org/sustainable-financial-system/explaining-the-eu-action-plan-for-financing-sustainable-growth/3000.article
  4. Regulation (EU) 2019/2088 of the European Parliament and of the Council of 27 November 2019 on Sustainability‐Related Disclosures in the Financial Services Sector (Text with EEA Relevance). - https://eur-lex.europa.eu/eli/reg/2019/2088/oj
  5. Гусева Т.В., Волосатова А.А., Тихонова И.О. Направления совершенствования таксономии зеленых проектов для устойчивого развития промышленности. //Известия Самарского научного центра РАН. – 2022. - Т.24. - №5. – с. 28-35
  6. Platform on Sustainable Finance. European Commission. https://ec.europa.eu/info/business-economy-euro/banking-and-finance/sustainable-finance/overview-sustainable-finance/platform-sustainable-finance_en
  7. EU taxonomy for sustainable activities. European Commission. https://ec.europa.eu/info/business-economy-euro/banking-and-finance/sustainable-finance/eu-taxonomy-sustainable-activities_en#compass
  8. Козлова О.А., Дмитриенко Е.А., Ремизова А.А. Европейская практика формирования зеленых цифровых финансов в условиях низкоуглеродной экономики. DOI: 10.34755/IR0K.2020.83.16.261. // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 11. - http://xn--80aimpg.xn--80ae9b7b.xn--p1ai/Files/ArticleFiles/aa03a557-d0a4- 4451-836b-3793f3ff8da2.pdf


Тесты для самоконтроля

Какой банк определен в качестве климатического банка Евросоюза?
HSBC
Европейский инвестиционный банк
Европейский центральный банк
Европейский банк реконструкции и развития
Всемирный банк
Инвестиционный план реализации Европейской зеленой сделки содержит:
2 направления
3 направления
4 направления
1 направление
5 направлений
Первое направление Инвестиционного плана реализации Европейской зеленой сделки предполагает:
привлечение до 2030 г. не менее 1 трлн евро в формате социально ответственного (устойчивого) публичного инвестирования
обеспечение стимулов для разблокировки и перераспределения как публичных, так и частных капиталовложений
практическая поддержка государственных органов и органов власти на местах, а также инициаторов обоснованных «зеленых» проектов при их планировании, разработке и выполнении
принятие регламента по нормам финансовой отчетности
реализация Плана действий по стимулированию устойчивого финансирования
Второе направление Инвестиционного плана реализации Европейской зеленой сделки предполагает:
привлечение до 2030 г. не менее 1 трлн евро в формате социально ответственного (устойчивого) публичного инвестирования
практическая поддержка государственных органов и органов власти на местах
привлечение средств из многолетнего бюджета ЕС на период 2021–2027 гг. плюс сборы от европейской схемы торговли квотами на выбросы
практическая поддержка инициаторов обоснованных «зеленых» проектов при их планировании, разработке и выполнении
обеспечение стимулов для разблокировки и перераспределения как публичных, так и частных капиталовложений
Третье направление Инвестиционного плана реализации Европейской зеленой сделки предполагает:
привлечение до 2030 г. не менее 1 трлн евро в формате социально ответственного (устойчивого) публичного инвестирования
обеспечение стимулов для разблокировки и перераспределения как публичных, так и частных капиталовложений
принятие регламента по нормам финансовой отчетности
реализация Плана действий по стимулированию устойчивого финансирования
практическая поддержка государственных органов и органов власти на местах, а также инициаторов обоснованных «зеленых» проектов при их планировании, разработке и выполнении
Средства какого фонда ЕС предназначены для сообществ и территорий, которые более других страдают от его неблагоприятных социально-экономических последствий?
Европейского инвестиционного банка
Фонда InvestEU
Фонда справедливого перехода
Public Sector Loan Facility
Global Reporting Initiative
Как называется кредитная линия для оптимизации публичного финансирования в целевых регионах, предоставляемая через Европейский инвестиционный банк?
InvestEU
Horizon Europe
«ЕС следующего поколения»
Public Sector Loan Facility
государственному кредиту
Какая сумма должна быть мобилизована в рамках инвестиционная программа InvestEU в 2021–2027 гг.?
350 млрд. евро
500 млрд. евро
650 млрд. евро
800 млрд. евро
430 млрд. евро
Для какого фонда ЕС действует климатическая кондициональность?
Фонда справедливого перехода
Европейского инвестиционного банка
Фонда InvestEU
Public Sector Loan Facility
Global Reporting Initiative
Что такое наилучшие доступные технологии (НДТ)?
специфическая деятельность, направленная на проверку обоснованности стоимостного распределения валового внутреннего продукта по соответствующим фондам денежных средств и их расходование на определенные цели
классификация, построенная на определенных критериях
экономически целесообразные решения, позволяющие снизить негативное воздействие на окружающую среду и, в том числе, сократить выбросы парниковых газов
рекомендации, практическое применение которых будет способствовать созданию единой, непротиворечивой основы для разработки таксономий зеленых стандартов для различных государств и регионов
инвестиции в один или несколько видов экономической деятельности, которые квалифицируются как экологически устойчивые
В чем заключается особенность «зеленой» таксономии, описанной в ISO 14030-3 Оценка экологической результативности. Зеленые долговые инструменты. Часть 3. Таксономия»?
необходимо демонстрировать отсутствие негативных эффектов по остальным пяти
сокращение выбросов или увеличение поглощения парниковых газов
адаптация к климатическим изменениям
формирование экономики замкнутого цикла
при достижении положительного эффекта в соответствии с одним из критериев
сохранение и восстановление биоразнообразия и экосистем
Согласно требованиям Регламента (ЕС) 2020/852, экономическая деятельность квалифицируется как экологически устойчивая, если эта экономическая деятельность:
наносит вреда одной из указанных в Регламенте экологических целей
не осуществляется в соответствии с процедурами, применяемыми предприятием, осуществляющим экономическую деятельность, для обеспечения соответствия Руководящим принципам ОЭСР для многонациональных предприятий
не соответствует техническим критериям отбора, установленным Европейской Комиссией
не осуществляется в соответствии с процедурами, применяемыми предприятием, осуществляющим экономическую деятельность, для обеспечения соответствия Руководящим принципам ООН в области предпринимательской деятельности и прав человека
вносит существенный вклад в достижение одной или нескольких указанных в Регламенте экологических целей
Для визуального отображения содержания таксономии ЕС разработан Компас таксономии, который представляет собой:
матрицу, отображающую виды экономической деятельности по экологическим целям
платформа для разработки технических критериев отбора для таксономии ЕС
инвестиции в один или несколько видов экономической деятельности, которые квалифицируются как экологически устойчивые
минимальные требования, которым должна соответствовать экономическая деятельность, чтобы ее можно было квалифицировать как экологически устойчивую
общую классификационную систему по всему Европейскому Союзу
Какой документ устанавливает общую классификационную систему зеленых проектов по всему Европейскому Союзу, обеспечивая ясность для бизнеса и инвесторов?
Регламент о создании основы для содействия устойчивым инвестициям - Регламент (ЕС) 2020/852
Платформа устойчивого финансирования ЕС
ISO 14030-3 Оценка экологической результативности. Зеленые долговые инструменты. Часть 3. Таксономия
Стандарт «Глобальной инициативы по отчетности» (Global Reporting Initiative)
«Европейская зеленая сделка»
Основная цель Платформы устойчивого финансирования ЕС:
определять единые общие правила формирования и использования финансовых ресурсов и создает условия для успешного проведения финансовой политики
предотвращать неэффективное и нецелевое использование финансовых ресурсов государства
устанавливать минимальные требования, которым должна соответствовать экономическая деятельность, чтобы ее можно было квалифицировать как экологически устойчивую
оценивать реальное финансовое состояние изучаемого объекта (государства, предприятия и пр.) и сделать выводы о перспективах его развития
консультировать Европейскую комиссию по ряду задач и тем, связанных с дальнейшим развитием таксономии ЕС