ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ И ГРАНТЫ «Иностранных и руского языков»
1) Исполнители научно-исследовательской работы
Работа по научной теме и издательская деятельность соответствуют годовому плану.
Все учебные пособия внедряются в учебный процесс.
За отчетный 2009 год осуществлялась кафедральная научная работа по теме: «Полиязычное образовательное пространство как средство поликультурного воспитания студентов».
Научный руководитель: ст. преп. Бейсембек А.С.
Сроки исполнения: январь 2009 г. – декабрь 2011 г.
Полная сметная стоимость: 901140 тенге (2009 год - 300880 тенге, 2010 год – 300880 тенге, 2011 год - 300880 тенге).
2)Научно-исследовательская работа студентов
Основной целью СНО является создание и развитие благоприятных условий для формирования востребованных специалистов путем интенсификации научно-исследовательской деятельности студентов, участия их в фундаментальных и прикладных исследованиях, проводимых в вузе; обеспечение возможности для каждого студента реализовать свое право на творческое развития личности в соответствии с его способностями и потребностями.
Научная работа студентов в течение 2007-2010 года ведется по следующим направлениям:
1. Чтение и перевод со словарем текстов по специальности с иностранного языка на русский /казахский.
2. Реферирование, аннотирование, составление тезисов на изучаемом языке к статьям по актуальным проблемам экономической, политической и социальной жизни РК и стран изучаемого языка.
3. Составление комментариев к тезисам с использованием экономических терминов.
4. Составление индивидуальных терминологических словарей.
5. Были проведены УПК на темы:
по секции немецкого языка: Учебно-практическая конференция «Проблемы социальной рыночной экономики»: а) Возникновение и развитие социальной рыночной экономики. б) Принципы социальной рыночной экономики в) современные требования к социальной рыночной экономике. (октябрь)
6. Были проведены консультации по проблемам перевода:
по секции немецкого языка: Учебно-практическая конференция «Трансформации как один из важнейших приёмов перевода»
а) Трансформации как контекстуальные синонимы регулярных соответствий.
б) Мотивы применения трансформаций
в) Основные типы трансформаций (март)
по секции английского языка: «Особенности перевода с иностранного языка на казахский, русский языки»: а) «Особенности перевода пословиц с английского на русский, казахский языки», б) «Особенности буквального и коммуникативного перевода» (октябрь)
по секции русского языка: Работа над терминами при работе с научными статьями по специальности (ноябрь)
7. Были проведены беседы за круглым столом на темы:
по секции английского языка: «Образовательные программы». а) “Educational program “Bolashak” (Образовательная программа «Болашак») б) Международные образовательные стипендии. (февраль). «Образование в США: Кредитная система за рубежом» (май). Беседа по теме “Politics and Laws”. Политика и Закон (обсуждение газетной статьи) (ноябрь), Обсуждение культуры англоязычных стран: Great Britain, the USA, Australia, New Zealand, Canada. (декабрь)
по секции русского языка: «Русский литературный язык и нелитературные варианты языка» (март). «Что делает нашу речь выразительной?» (октябрь)
по секции немецкого языка: Беседы за круглым столом «Мировые сокровищницы искусства»: Мюнхенская пинакотека, Дрезденская галерея, Лувр, Третьяковская галерея, Галерея им. Костеева (г. Алматы) (февраль)
Беседы за круглым столом: «Великий гений немецкой литературы: Иоганн Вольганг фон Гёте: а) биография И.В. Гёте, б) творчество И.В. Гёте (ноябрь)
8. На секции немецкого языка были проведены видеоклассы: «Восточные земли Германии» (май), «Рождество в Германии» (декабрь).
по секции английского языка: “Christmas in Great Britain” (Рождество в Великобритании) (декабрь)
по секции русского языка: был просмотрен видеофильм «Казахстан» (апрель)
9. На секции немецкого языка было прослушано 4 сообщения по теме «Защита окружающей сферы» (аудирование) апрель (секция немецкого языка)
10. Студенты секции русского языка обучались работе с деловыми бумагами (составление деловых бумаг: заявлений, резюме, доверенности, расписки, договора, делового письма и т.д.) (май) (секция русского языка).
В период с февраля по декабрь месяц преподавателями и студентами-членами СНО была проделана следующая работа:
1. Подготовленo 11 докладов:
4 доклада на секции английского языка на тему: « Idioms»; « Language development is culture development»; «Особенности перевода юридических терминов английского языка»; «Politic culture and politic consciousness»;
3 доклада на секции немецкого языка на тему: «Инфляции в Казахстане»; «На сколько хватит резервов»; «Роль иностранных языков в жизни современного человека»;
4 доклада на секции русского языка на тему: «История успеха знаменитых экономистов, менеджеров»; «История успеха знаменитых компаний»; « Развитие франчайзинга в Казахстане» ; «Развитие Казахстанского бренда».
2. Проведено 11 обсуждений докладов:
1 обсуждение на секции английского языка на тему: «Modern art»;
10 обсуждений на секции русского языка на тему: «Рост инфляции, что на нее влияет»; «Акции и облигации»; «Валютный риск в деятельности банковской системы»; «Что такое ипотека»; «Как составлять бизнес-план»;
«Валютный риск в деятельности банковской системы»; «Что такое ипотека»; «Как составлять бизнес-план»; «Реклама на казахском языке»; «Критерии отбора персонала работодателем».
3. Проведено 3 беседы по темам:
1 беседа на секции немецкого языка на тему: «Сотрудничество Казахстана с Германией»;
2 беседы на секции английского языка на тему: «Ecological problems»; «Politic culture».
4.Проведено 5 презентаций:
2 презентации на секции немецкого языка на тему: «Кредитование в банках»; « Малый бизнес города Караганды»;
В 2009 году студентами СНО секции русского языка была проделана творческая, инновационная работа – презентации виртуальных предприятий. Данный вид работы способствует раскрытию у студентов творческого потенциала, исследовательских способностей.
3 презентации на секции русского языка: презентация компании «Автолюкс»; презентация дома моды «Бану», презентация компании «Тяньши».
5. Проведено 1 обсуждение на тему: «Kazakhstan and world finance crisis» ( секция английского языка); подготовленно 2 реферата на тему: «Молодежная политика РК» (секция немецкого языка) ; выполнено 2 письменных перевода статей: «Idioms», «Human rights»; составление договора (секция немецкого языка).
6. Студенты секции русского языка обучались работе с деловыми бумагами (составление деловых бумаг: бизнес-планов, заявлений, резюме, доверенности, расписки, договора, делового письма и т.д.) (секция русского языка). (апрель)
7. 24.03.09- 25.03.09 была организована и проведена Олимпиада по языкам среди студентов 1-го курса. Всего в Олимпиаде приняли участие 32 студента.
По секции англ. языка – 14 студентов, по секции нем. языка - 6 студентов, по секции русского языка - 12 студентов.
По секции немецкого языка олимпиада состояла из 3 туров:
1-тур. Leseverstehen. Чтение и понимание текста.
Цель данного тура олимпиады - установить, насколько адекватно участник олимпиады способен понять содержание текста в деталях. Для проверки понимания текста участникам было предложено ответить на вопросы по тексту.
2-тур. Grammaic – выполнение лексико-грамматических упражнений.
Цель данного тура олимпиады - установить знания участников олимпиады по грамматике.
3-тур. Test Zur Lexic und Grammatic. Лексико-грамматический тест.
Цель данного тура - установить знания участников олимпиады по грамматике и лексике.
По секции английского языка олимпиада состояла из 2 туров:
I тур – выполнение грамматического теста, состоящего из 20 заданий; аудиопрослушивание по теме « Lara Croft» с последующим выполнением лексического теста по прослушанному диалогу.
Цель данного тура – проверить знания участников по грамматике, а также оценить способности участников Олимпиады понимания прослушанного диалога.
II тур- написание эссе по теме: « Financial Crisis and the Ways of its Alliviation».
Цель 2 тура установить, насколько грамотно и глубоко участники Олимпиады способны выразить свои мысли по предложенной теме.
По секции русского языка олимпиада состояла из 2 туров:
I тур– написание эссе на тему «В каком историческом событии вы пожелали принять участие и почему? ».
Цель данного тура олимпиады - установить, насколько четко и грамотно участники олимпиады способны формулировать, структурировать информацию, использовать основные категории анализа.
II тур – проведение круглого стола на тему: «Мировой финансовый кризис: риски, угрозы, перспективы».
Цель проведения круглого стола – установить насколько участники олимпиады умеют оперировать материалом, анализировать, аргументировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
8. 14-15 мая 2009 года студенты принимали участие в студенческой научно-теоретической конференции «Мировой экономический кризис: социально-экономические проблемы и пути их преодоления в Казахстане»
9. 16 октября 2009 года была проведена Республиканская научно-практическая конференция на тему: «Модернизация экономики и социальной сферы-фактор устойчивого посткризисного развития Казахстана», в которой приняли участие 6 студентов под руководством преподавателей кафедры.
10. С целью накопления данных создаётся фонд студенческих научных работ (докладов, рефератов, переводов) по проблемам внешнеэкономических отношений РК, экологии, страноведения и пр.
Всю научно-исследовательскую работу студентов кафедра иностранных и русского языков планирует через:
а) изучение прогрессивного опыта зарубежных стран через доступные коммуникативные каналы, оригинальные источники, непосредственные контакты с носителями языка и пр.
б) изучение текстов из оригинальных источников по микро- и макроэкономикам, внешнеэкономической политики РК и пр.
в) поиск необходимой информации, обзор статистических данных;
г) перевод с иностранного языка на русский /казахский и с русского/казахского на иностранный.
11. Активизацию научно-исследовательской работы студентов кафедра иностранных и русского языков планирует через:
1) Увеличение количества студентов-членов СНО.
2) Увеличения количества студентов, участвующих в внутривузовских и межвузовских конференциях, олимпиадах.
3) Изучение прогрессивного опыта зарубежных стран через доступные коммуникативные каналы, оригинальные источники, контакты с носителями языка.
4) Изучение текстов из оригинальных источников по микро- и макроэкономикам внешнеэкономической политики РК.
5) Поиск необходимой информации, обзор статистических данных.
6) Перевод с иностранного языка на русский / казахский и с русского/ казахского на иностранный.
7) Формирования у студентов навыков накопления, обработки и анализа учебно-методического и периодического материала, а также составления выводов, заключений и предложений.
8) Привлечение студентов к инновационной деятельности, раскрытие и усиление их творческого потенциала, исследовательских способностей и креативности мышления.
9) Формирование конкурентноспособности, готовности к динамичной, социальной и профессиональной мобильности у студентов.
Система управления качеством обучающихся
Обучение по дисциплинам английский, немецкий и русский языки ведется в соответствии с ГОСО РК, на основании которого разработаны рабочие учебные планы по очной и дистанционной формам обучения на казахском и русском языках.
При оценки знаний обучающихся преподаватели кафедры руководствуются критериями многобалльной буквенной системы. Выставления Р1 и Р2 производятся по результатам оценок текущего контроля, СРСП, СРС. В процессе выставления экзаменационной оценки преподаватели руководствуются теми же критериями. Планирование и организация итогового контроля знаний студентов в период экзаменационной сессии проводится также на основании стандарта ГОСО РК, «Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся в высших учебных заведениях», утвержденных приказом МОН РК от 18.03.2008г., «Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденных приказом МОН РК от 22.11.2007 г. № 566, а также на основании внутренней документации: «Методических рекомендаций по организации и проведению контроля знаний студентов», «Методической инструкции по организации и проведению контроля знаний студентов».
По всем дисциплинам кафедры разработаны контрольно-измерительные средства (тесты для проведения первого и второго рейтинга, итоговый, экзаменационный тесты), которые указаны в таблице 1.
Таблица 1.
|
Название |
Составители |
Год издания |
1 |
Сборник лексико-грамматических тестов по английскому языку. |
Оматаева Г.К. |
2007 |
2 |
Сборник грамматических упражнений по английскому языку для студентов 1-2 курсов для подготовки к ПГК. |
Ярема Т.В Амирова Р.С. |
2009 |
3 |
Сборник контрольно-измерительных средств по русскому языку для студентов национальных групп. |
Иманбаева Б.Д. Бейсембек А.С. |
2009 |
По всем дисциплинам кафедры экзамены до 2007 – 2009 учебного года проводились в комбинированной форме.
1.Чтение и письменный перевод экономического или юридического текста со словарем.
2. Чтение (без словаря) текста обще-профессионального содержания.
3. Беседа по пройденным лексическим темам.
С 2008-2010 учебного года экзамены проводятся в форме тестирования.
Итоговые грамматические тесты используются, для выставления рейтинга в текущем и промежуточном контроле знаний студентов, при подготовке к ПГК и на дистанционно-заочном отделении.
Средний балл успеваемости у заочно – дистанционного обучения составляет 80 баллов. Как видно из таблицы успеваемость у студентов заочного отделения является положительной. Наблюдается рост успеваемости на 3%.
Средний балл успеваемости студентов дневной формы обучения составляет 86 баллов, что соответствует оценке «хорошо». Как видно из таблицы, наблюдается положительный рост успеваемости студентов.
Деятельность кафедры по международному сотрудничеству
1. В 2008 г. к.ф.н., доцент Аубакирова Г.Т. приняла участие в международных конференциях:
1. Aubakirova G.T., Iskakova Z. D. Stability factors of the financial system in Kazakhstan at the up-to-date stage. Efektivni nastroje modernich ved-2008. Ekonomicke vedy, Dil 2. Materialy IV mezinarodni vedecko-practicka conference. Praha, Publishing House “Education and Science”s.r.o. 2008. 0,5 п.л.
2. Aubakirova G.T., Iskakova Z. D. The main tendencies globalization processes in insurance.
Materialy IV mezinarodni vedecko-practicka konference. Efektivni nastroje modernich ved-2008. Ekonomicke vedy, Dil 2. Praha, Publishing House “Education and Science”s.r.o. 2008.
0,5 п.л.
3. Аубакирова Г.Т. Бурмистрова В.А. Обучение иностранному языку в контексте диалог культур. Сборник докладов и сообщении международной научной конференции памяти профессора И.Н.Горелова «Язык-Сознание Культура-Социум». 5-6 октября 2008. Саратовский государственный университет им.Н.Г. Чернышевского. г. Саратов. 0,3 п.л. 250 экз.
2. Заключен договор с компанией Study IIN предоставляющие услуги по обеспечению учебной литературой и повышению квалификации. 7 преподавателей кафедры к.ф.н., доцент Аубакирова Г.Т., ст. преп. Ярема Т.В., Шульц И.В., Сясина О.А., Ныгатаева Н.А., Изтилеуова Г.А., Бурмистрова В.А. участвовали в семинаре «Teacher Training Seminar» Cambridge ELT.
Ежегодно преподаватели немецкого языка посещают курсы по методике преподавания иностранных языков организованные представительством Гете-институт Алматы.
В 2010 году преподаватели Корабаева А.А., Бурмистрова В.А., Шубакова М.Н., Байжанова З.М. прослушали курс на тему «Sprechfertigkeit als Kommunikationsmittel (sprachlichmethodisch)».
12. Выводы и предложения
1. На кафедре иностранных и русского языков имеется документация, подтверждающая ее деятельность за отчетный период.
2. Расширить использование инновационных технологий в
учебном процессе на практических занятиях,
3. Продолжить подготовку ППС для чтения лекций на
иностранном языке.
Приложение к стандарту 7 «Научно-исследовательская работа»
Научно- исследовательская работа
Показатели |
За последние 5 лет |
||||
2004- 2005 уч.г. |
2005-2006 уч.г. |
2006- 2007 уч.г. |
2007- 2008 уч.г. |
2008-2009 уч.г. |
|
Полный объем финансирования НИР, (тенге) - по кафедральной научной работе
|
202 228 тг. |
274 800 тг. |
190 800 тг. |
190 800 тг |
190 800 тг |
Подготовленные и изданные ППС и сотрудниками вуза (кол-во изд). - учебные пособия -учебники -монографии |
4 |
2 |
4 |
2 |
1
1 |
Количество студентов участвовавших в - олимпиадах - конкурсах - научных - конференциях |
63
|
68 |
127 |
66 |
|
- количество статей студентов |
11 |
12 |
5 |
16 |
|