Исследуя, обучать
Ханов Талгат Ахматзиевич, директор научно-исследовательского института экономических и правовых исследований КЭУК, доктор юридических наук, доцент
Исследуя, обучать
Уровень развития отечественной науки во многом определяет уровень развития качества высшего образования, от которого, в свою очередь, зависит эффективность казахстанской системы образования в целом. Очевидно, что наука и учебные заведения не могут существовать изолировано. Вот почему решение многих проблем в этой сфере зависит от степени интеграции науки и образования.
Долгосрочной Стратегией «Казахстан - 2030» одним из приоритетов государства признано развитие учебных заведений всех уровней. Для адаптации его к новой социально-экономической среде в стране проводятся реформы, целью которых является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала для улучшения материального и духовного благосостояния граждан, устойчивого роста экономики.[1]
Модернизация системы образования играет важную роль в достижении этих целей. Ведь опыт ведущих зарубежных вузов показывает, что принципиально важно формирование человеческого капитала путем повышения требований к системе образования и применения новейших технологий обучения. В условиях перехода к инновационной экономике, необходима интеграция науки и образования и ускорение их темпов развития, путем создания современного научно обоснованного контента.
Основным звеном национальной инновационной политики Казахстана следует рассматривать формирование инновационной системы образования, которая должна обеспечить качественную подготовку новой генерации квалифицированных специалистов, восприимчивых к инновациям, готовых создавать и реализовывать инновационные проекты. Казахстан пытается интегрировать в этот процесс опыт многих развитых стран, которые начали свой путь к прогрессу с усиления образования, формирования человеческого капитала. При этом ведущая роль в обеспечении перехода к эффективной экономике, основанной на знаниях, всегда принадлежала университетам.
В своем ежегодном Послании народу Казахстана «20 лет мира и созидания» Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев указал: «…Мы обязаны обеспечить новый уровень развития университетского образования и науки. До 5-ти процентов увеличится доля вузов, осуществляющих инновационную деятельность и внедряющих результаты научных исследований в производство»[2].
Создание и развитие инновационных университетов представляющих собой научно-образовательный комплекс, способный реализовывать полный цикл инновационной деятельности, проведение фундаментальных и поисковых исследований, прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок и внедрение в производство результатов научных исследований предусмотрено Законом Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года.
В свою очередь Закон Республики Казахстан «О науке» от 18 февраля 2011 года допускаетприсвоение высшим учебным заведениям статуса исследовательского университета,основной задачей которого является интеграция научной деятельности и образовательного процесса на всех уровнях высшего и послевузовского образования.
Поступательное развитие Карагандинского экономического университете Казпотребсоюза позволило создать мощную материально-техническую базу с современной инновационной инфраструктурой, позволяющей активно внедрять передовые образовательные технологии. Усилиями руководства университета сформирован высококвалифицированный научно-педагогический коллектив, включающий более 30 докторов и 150 кандидатов наук, способный решать стратегические задачи в сфере образования и науки, а также осуществлять инновационную деятельность, проводить фундаментальные и прикладные исследования. Наш университет отвечает основным требованиям, предъявляемым к инновационным университетам, и вполне может обладать статусом исследовательского университета.
Чтобы соответствовать общемировым тенденциям высшего образования в университете проводится огромная работа по подготовке нового поколения исследователей и высококвалифицированных менеджеров, готовых к осуществлению инновационной деятельности в условиях рыночной экономики. Для этого создаются научно-исследовательские консорциумы и образовательные структуры, формируемые из перспективной научной молодежи, с приглашением ведущих казахстанских ученых и иностранных партнеров. Расширение международного научно-образовательного сотрудничества, является приоритетным направлением развития университета и способствует укреплению его позиции в мировом образовательном пространстве.
Концепцией развития образования до 2015 года в качестве основной цели объявлено создание на основе интеграции образования и науки эффективной системы подготовки научных, научно-педагогических кадров новой формации, способных решать вопросы совершенствования общества, экономики, производства, науки и разработки новых технологий.[3]
Как отмечают отдельные российские ученые, основой адекватного воспроизводства кадров для всей системы образования является опережающее развитие качества высшего образования, которое должно быть основано на синтезе научных исследований, проектных процессов и образовательных технологий, путем формирования в высшей школе исследовательского обучения и проблемного образования.[4]
В свою очередь интеграция науки и образования представляет собой процесс взаимодействия и сотрудничества научных организаций и учреждений высшего образования, направленный на создание эффективной системы развития фундаментальных наук за счет кооперации ученых и научно-исследовательских институтов, сохранения ведущих научных школ, повышения качества образования, развития новых форм организации учебного процесса.
В целях интеграция научной деятельности и образовательного процесса на всех уровнях высшего и послевузовского образования, повышения качества фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере экономики и права, в Карагандинском экономическом университете Казпотребсоюза созданы два научно-исследовательских института – новой экономики и системного анализа (НИИ НЭСА) и экономических и правовых исследований (НИИ ЭПИ). В их работе участвуют ведущие ученые региона.
С появлением научно-исследовательских институтов усилились роль науки в образовательном процессе, количество и качество проводимых в КЭУК научных исследований. В частности наблюдается увеличение числа разрабатываемых научных тем (с 20 в 2009-2010 учебном году до 24 в 2010-2011 учебном году) как в разрезе кафедральных, так и хоздоговорных. Общий объем финансирования научных тем, включающий и расходы на издание научной литературы, увеличился в сравнении с 2009-2010 учебным годом (5022,2 тыс. тенге) более чем в 2,5 раза и составил 12932,78 тыс. тенге.
За 2010-2011 учебный год профессорско-преподавательским составом университета издано 553 единицы научно-производственной литературы, общим объемом 1259,53 п.л. В том числе 3 учебника общим объемом 110 п.л., выпущено 19 монографии объемом 249,1 п.л., на две монографии больше чем в прошлом году, 76 учебных пособий общим объемом 736,93 п.л.
Были проведены четыре международные научно-практические конференции: «Духовность и экономика: проблемы становления человеческого капитала»; «Инновационное развитие современного Казахстана: экономика, управление и право»; «Теория и практика правоприменения: Республика Казахстан в условиях интеграционных процессов»; «Экономика и право: актуальные проблемы и перспективы развития», а также три республиканские научно-практические конференции: «Совершенствование финансово-экономической архитектуры в Казахстане в посткризисный период»; «Человеческий капитал в формировании инновационной среды и социально-рыночной экономики Казахстана»; «20 лет мира и созидания: становление и развитие бухгалтерского учета и аудита в Республике Казахстан» (посвящена 20-летию Независимости Республики Казахстан).
По итогам проведенных конференций выпущены сборники научных трудов, подготовлены предложения и рекомендации по внедрению результатов в практическую деятельность и законодательство Республики Казахстан.
В нашем университете проводится активная работа по привлечению студенчества к научно-исследовательской деятельности. Участие в НИР приобщает студентов к научному сообществу и формирует у них практические навыки сбора, обработки и анализа полученной информации, необходимые в дальнейшем для построения успешной карьеры. Многие студенты и магистранты привлекаются к выполнению коллективной научной работы по кафедральным темам научных исследований, что способствует повышению их ответственности и углубленному изучению преподаваемых дисциплин.
В университете созданы и успешно функционируют: «Школа правовых знаний», деятельность которой направлена на обеспечение правового воспитания, организацию и проведения правовой пропаганды среди населения; «Юридическая клиника», в рамках которой студенты старших курсов, под руководством преподавателей, проводят бесплатные юридические консультации представителям малоимущих слоев населения. Клинике выделен специальный кабинет, оснащенный компьютерной техникой, подключенный к правовой системе «Юрист», ведется подборка необходимой учебной и методической литературы.
В рамках заключенных с данными университетами договоров о сотрудничестве реализуются различные программы, в том числе по обмену студентами, магистрантами, программа двойных дипломов. Так, например, 19 выпускников нашего университета обучаются по государственным грантам Российской Федерации в вузах-партнерах: Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики, Астраханском государственном университете, Новосибирском государственном университете. По окончании обучения в магистратуре они получат два диплома: вуза-партнера и Карагандинского экономического университета.
Развитие новых экономических отношений невозможно без подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих не только теоретическими знаниями, но также умениями и навыками профессиональной деятельности. Поэтому от образовательных учреждений требуется усиление практической направленности обучения и более тесной связи науки с производственным процессом. При этом наука выступает не только в качестве средства формирования научного мировоззрения, но и непосредственной производительной силы, ядра социального управления, формируемого посредством системы высшего и послевузовского образования.
Понимая необходимость усиления связи науки и производства, руководством университета принимаются активные меры к интеграции науки и образования, путем применения интерактивных, инновационных форм обучения и использования новейших технологий и программного обеспечения, при этом акцентируется внимание на усиление практической направленности обучения. В результате такого подхода в университете созданы все необходимые условия для получения качественного образования и профессионального роста выпускников, а также привлечения и закрепления талантливой молодежи в науке и образовании. Так, наряду с подготовкой бакалавров, в университете успешно функционируют, профильная и научно-педагогическая магистратура, произведен набор в докторантуру PhD.
Особое значение в повышении качества образования и подготовке научно-педагогических кадров, обладающих современными знаниями на уровне новейших достижений науки и техники, имеет получение в процессе обучения практического опыта участия в научных исследованиях. Для реализации данного направления в университете осуществляется прохождение магистрантами научно-исследовательской практики на базе научно-исследовательских институтов, где наряду с подготовкой научных статей, магистранты получают навыки сбора, обобщения и анализа данных, необходимых для обоснования своих выводов и предложений.
В целях интеграции у студентов и магистрантов теоретических знаний и практических навыков в университете создан центр учебного телевидения, обеспечивающий учебный процесс современными цифровыми образовательными материалами и обладающий солидным электронным банком данных, способству кооперации усилий по разработке учебных программ и видеотехнологий обучения. В текущем учебном году центр стал использовать свои возможности, в частности, для интерактивного проведения лабораторных работ и научно-исследовательской деятельности.
Таким образом, в Карагандинском экономическом университете Казпотребсоюза проводится активная работа по интеграции высшего и послевузовского профессионального образования, развитию и совершенствованию системы образования путем использования новых знаний и достижений научно-технического прогресса. Конечной целью интеграции науки и образования в Казахстане должно стать повышение эффективности проводимых научных исследований и качественная подготовка высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов, знания которых обеспечат поступательное развитие национальной инновационной системы и экономики страны в целом.
[1] Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы: Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118.
[2] Назарбаев Н.А. «20 лет мира и созидания» Послание Главы государства от 28 января 2011г. // Казахстанская правда. – 2011. – 29 янв.
[3] Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года: Одобрена Правительством Республики Казахстан 24 февраля 2004 года (протокол №3).
[4] Байкова О.М., Сухомлинова М.А. Интеграция образования, науки и бизнеса как условие эффективного развития экономики России // Государственное управление: Электронный вестник. – 2010. – Вып. 23.